26.01.2004 Мебельщики вспомнили о госзаказе У российских мебельщиков осталась одна надежда – развитие системы государственных заказов. Генеральный директор Ассоциации деревообработчиков и мебельщиков Ленинградской области и Санкт-Петербурга Михаил Пильцер на днях заявил, что решить проблему сбыта своей продукции российские мебельные предприятия надеются с помощью системы госзаказа. По его словам, основная проблема мебельщиков – высокие ввозные пошлины на импортное оборудование и комплектующие, которые жизненно необходимы российским фабрикам для модернизации. В результате без модернизации отечественная продукция дешева, но непрезентабельна, а после модернизации – неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке. По идеи г-на Пильцера, госзаказ в этих условиях будет способствовать росту реализации продукции российских мебельных предприятий. Впрочем, сейчас госзаказы приходится дробить на множество лотов и связываться сразу с несколькими заводами или фабриками, а это развитию подобной системы отнюдь не способствует. Тем не менее, по оценкам специалистов, у системы госзаказов все-таки есть реальные перспективы: сейчас многие фабрики отказываются иметь дело с корпоративными клиентами напрямую и предпочитают работать исключительно через дилеров. Те, в свою очередь, консолидируют заказы, предлагая потребителю «все и сразу» – а это как раз то, чего так не хватало госзаказчикам и российским мебельщикам. В настоящее время производством мебели в России занимаются примерно 3–3,5 тыс. предприятий. При этом 25% произведенной продукции приходится на 8 предприятий, расположенных в Москве и Московской области. По оценкам экспертов Европейского института исследований мебельной промышленности (Италия), фактический объем продаж мебели в России в 2003 году может превысить 4,6 млрд долл. Особенно интенсивный рост на российском мебельном рынке наблюдается в сегменте офисной мебели. Согласно данным маркетингового исследования, проведенного дистрибьюторским центром «Тайпит», в прошлом году средний рост оборота в этой группе составил 26%, а по некоторым видам продукции – 5–36%. При этом итальянские эксперты отмечают, чтоРоссия будет одной из немногих стран, которые смогут продемонстрировать более высокий спрос на мебель. Предполагается, что в ближайшее время российский спрос на мебель возрастет на 5%, в то время как в западных странах средний показатель темпов роста спроса на мебель составляет 1–3%. Неудивительно, что в течение последних трех лет доля участия иностранцев в российской мебельной промышленности неуклонно растет. Сейчас она составляет 55–60%, тогда как еще полтора года назад не превышала 40%. Проблема сбыта отечественной мебели еще более усугубилась в связи с сокращением в три раза пошлин на ввоз в Россию готовой продукции, тогда как пошлины на ввоз материалов уменьшились всего на 50%. По словам Михаила Пильцера, тем же ленинградским предприятиям сложно конкурировать на рынке, поскольку из-за отсутствия отечественных аналогов они используют в производстве до 50 % импортных материалов и почти 90% импортной фурнитуры. «Российские производители мебели вынуждены использовать импортные комплектующие и материалы, но высокие издержки на их ввоз уменьшают конкурентоспособность наших изделий даже на внутреннем рынке», – сказал RBC daily заместитель генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Андрей Шнабель. По мнению специалистов, нынешний уровень пошлин делает продукцию российских мебельщиков сравнимой по цене с зарубежной. Теперь, похоже, мебельщики хотят решить проблему своей низкой конкурентоспособности через развитие системы госзаказа (система заказа товаров и услуг для государственных нужд за счет бюджетных средств путем проведения тендеров между поставщиками – прим. RBC daily). По мнению представителей этой отрасли, все более широкое применение госзаказа будет способствовать тому, что мебель для образовательных, культурных, медицинских учреждений, жилых зданий будут закупать, преимущественно, у российских производителей. А если обеспечить отечественным предприятиям гарантированную возможность сбыта продукции, то, по словам Михаила Пильцера, они смогут полностью удовлетворить потребности российского рынка, половину которого сейчас занимает западная мебель. По данным Ассоциации деревообработчиков и мебельщиков Ленинградской области и Санкт-Петербурга, государственный заказ Ленинградской области на 2003 год на мебель только для социальных нужд составляет около 25 млн руб. На завершающей стадии отладки находится механизм участия мебельных и деревообрабатывающих предприятий в тендерах на строительство новых объектов, что должно существенно увеличить объем госзаказа для предприятий отрасли. При этом помогать властям готовы и сами мебельщики. Крупнейшие игроки на мебельном рынке, такие как «Феликс», «Крафт», «Юнитекс», уже сейчас создают специальные отделы по госструктурам, так как продажи по госзаказам сильно отличаются от обычных. Однако, несмотря на усилия ряда мебельных организаций, система госзаказов в мебельной промышленности развита еще очень слабо. «Система госзаказов стала активно внедряться в мебельной промышленности не так давно, и прогнозировать здесь пока еще очень сложно, – сказал RBC daily руководитель отдела маркетинга и рекламы дистрибьюторского центра «Тайпит» Дмитрий Староверов. – У нашей компании госзаказы пока не являются самой значимой частью производимой продукции». Многие мебельные компании до сих пор вообще не пользуются подобной системой. «Шатура» в настоящее время не производит мебели по госзаказу», – отметил в своем разговоре с корреспондентом RBC daily начальник отдела общественных связей мебельной компании «Шатура» Вадим Бахтов. Основная причина сложившейся ситуации – это нетоварная специализация рынка госзаказов. «В системе госзаказов, в отличие от оптовой торговли, самое сложное – это технология продаж и проведения тендеров, а не товарная составляющая самих заказов. Этот рынок более комплексный, – пояснил RBC daily руководитель мебельного направления дистрибьюторского центра «Тайпит» Александр Кустов. – Сейчас, формируя госзаказ на мебель, покупателям приходится делить все на лоты, но большого желания дробить свой заказ у госзаказчика, естественно, нет. Компании, решившие обставить свой офис или любое другое помещение, хотели бы работать с одной комплексной компанией, которая могла бы поставлять им, например, и мягкую мебель, и компьютеры, и кресла, а не с десятком самых разных поставщиков. Для заказчика это более удобно, да и менее рискованно». Еще одна причина относительной неразвитости системы госзаказов в среде мебельщиков – это то, что госзаказчики, в большинстве своем, выходят напрямую на производителя мебели (завод или фабрику). «Госзаказчик жертвует качеством услуг, которые могла бы предоставить крупная мебельная компания, ради того, чтобы выиграть в цене, – говорит Александр Кустов. – Ведь цена на самих фабриках ниже, чем у компании, которая занимается продажей мебели корпоративным клиентам». В итоге мебельные фабрики ставят себя в конкурентное положение со своими же дилерами. Какую-то часть дилеров это не устраивает, они уходят, что отнюдь не способствует решению проблемы сбыта отечественной мебели. Однако унывать мебельщикам пока не стоит: на скорейшее развитие системы госзаказов позволяет надеяться наметившаяся тенденция укрупнения предприятий в мебельной промышленности. «В настоящее время многие фабрики движутся к тому, чтобы не иметь дел с корпоративными клиентами, – поясняет Александр Кустов. – Единственные, кто пока замедляет это процесс, – это мелкие мебельные фабрики, которым потеря дилеров не страшна. Для них один госзаказ обеспечит полгода работы. Однако большинству компаний скачками – от тендера до тендера – жить уже очень трудно. У них появляется альтернатива: либо взять один заказ, но потерять при этом 20 дилеров, либо потерять заказ, но сделать себе на этом среди дилеров хорошую рекламу. Дескать, вот, я отказался от участия в конкурсе в вашу пользу. Это поднимает рейтинг компании, способствует привлечению новых поставщиков». |