06.02.2004 "ЛУКОЙЛ" закрепляется в США "ЛУКОЙЛ" приобрел у компании ConocoPhilips сеть из 795 автозаправочных станций в США, ежегодный объем продаж которой составляет 1,2 млрд галлонов (около 4,5 млрд литров) нефтепродуктов. В результате этой покупки рыночная доля российской нефтяной компании на северо-востоке США возрастет почти в два раза. Первым приобретением "ЛУКОЙЛа" на американском рынке была компания Getty Petroleum Marketing с сетью в 1286 заправок. В 2000 году за нее было заплачено $73 млн. Теперь общее количество автозаправок компании превысило 4700, при этом около половины из них приходится на США. Стоимость новой сделки составляет $265,75 млн. При этом из собственных средств компания профинансирует лишь $50 млн, а остальные будут привлечены на условиях проектного финансирования американским инвестиционным банком Lehman Brothers, выступающим финансовым и инвестиционным контрагентом по сделке. Заем будет предоставлен "ЛУКОЙЛу" на шесть лет под залог приобретаемой недвижимости. Получается, что цена в перерасчете на одну заправочную станцию составила примерно $334 тыс. по сравнению с $57 тыс. за одну АЗС, заплаченными в 2000 году. Как считают аналитики ИГ "Атон", не исключено, что более высокая цена обусловлена тем, что в новой сделке "ЛУКОЙЛ" получает оборудование и землю в собственность, тогда как сделка с Getty Petroleum Marketing была осуществлена на условиях долгосрочного лизинга. Кроме того, у АЗС ConocoPhilips более выгодное местоположение - вдоль скоростных автомагистралей в высокоразвитых штатах (Нью-Джерси и Пенсильвания). А представители "ЛУКОЙЛа" заявляют, что сделка отвечает инвестиционным критериям компании. Это значит, что данный проект преодолевает минимальную планку доходности в 15%. Новая покупка соответствует стратегии "ЛУКОЙЛа", направленной на развитие наиболее прибыльного розничного сектора продаж нефтепродуктов. Для поставок продукции в США компания собирается задействовать мощности строящегося экспортного терминала в Высоцке. Первый комплекс мощностью 2,5 млн тонн должен быть запущен уже этой весной. Помимо этого доступ к новым рынкам сбыта позволит ускорить реализацию проекта по добыче нефти в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, где планируется увеличить производство более чем в два раза. Вдобавок к усилению позиций на американском рынке нефтепродуктов "ЛУКОЙЛ" также объявил о победе в тендере на право разведки и разработки месторождений газа и газового конденсата в Саудовской Аравии. Для реализации проекта будет создано совместное предприятие с государственной нефтяной компанией Saudi Aramco, которое заключит концессионное соглашение с правительством страны сроком на 40 лет. Причем российской компании будет принадлежать 80-процентная доля в этом СП. По мнению аналитика ИК "Ренессанс Капитал" Адама Ландеса, участие в этом проекте может заставить "ЛУКОЙЛ" заняться реструктуризацией привлекательного, но плохо сконцентрированного международного портфеля. Компания пользуется конкурентными преимуществами в странах бывшего СССР, однако небольшие неоперационные проекты (такие, как Тенгиз и Шаль-Дениз) мешают ей развиваться, тогда как новый проект в Саудовской Аравии в совокупности с успешной деятельностью в Египте и Ираке ставит "ЛУКОЙЛ" в выгодное положение на рынках Северной Африки и Ближнего Востока. Кроме того, считает аналитик, компании стоит продать свои несколько изолированные активы в Колумбии, если она не планирует приобретений в Венесуэле, Бразилии и Мексике. |