20.02.2004 Аэрофлот повернул в провинцию Вчера на Нижегородской ярмарке прошел информационный форум по развитию региональных авиаперевозок. Как отметил генеральный директор ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии" Валерий Окулов, у компании "амбициозные планы" — расширить свое присутствие на российском рынке до 30-40%, в основном за счет внутрироссийских рейсов. Тормозом для своего бурного развития Аэрофлот признал плохое состояние провинциальных аэропортов и изношенность парка самолетов. К середине 2004 года компания намерена провести тендер на производство 50-60 самолетов для региональных перевозок. Вчера в Нижнем Новгороде прошел информационный форум по развитию российских региональных авиаперевозок. На Нижегородской ярмарке собрались представители власти, авиапрома, туристического бизнеса, руководство международного аэропорта "Нижний Новгород". Организатором форума выступило ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии", однако круг обсуждаемых вопросов явно вышел за рамки дел одной авиакомпании. Полпред президента РФ в ПФО Сергей Кириенко начал форум с привычных рассуждений о "сшивании страны". Создание единого правового пространства, которым президент так озаботил полпредов, было, по мнению господина Кириенко, лишь одним из условий единства Российской Федерации. "Страна цела, когда люди по ней свободно передвигаются. А мы совсем недавно летали из Уфы в Оренбург через Москву", — сообщил полпред. Вообще, он предложил судить об экономическом росте того или иного региона по загруженности аэропорта. К примеру, пару лет назад рейсы Москва — Нижний летали трижды в неделю, а сейчас — четырежды в день. И если раньше приоритетными для авиакомпаний были международные перевозки, то сейчас бизнес все больше присматривается к провинции. "Аэрофлот дал принципиально важный сигнал, и с позиции федеральной власти его можно только поддержать", — заключил Сергей Кириенко. В свою очередь генеральный директор ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии" Валерий Окулов рассказал аудитории о стратегии развития своей компании, которая удачно совпала с транспортной стратегией правительства РФ. Аэрофлот объявил о развитии современной модели сетевых перевозок на основе региональных базовых аэропортов — так называемых хабов. "Мы не будем ориентироваться только на узловой центр в Москве", — подчеркнул господин Окулов. В качестве потенциальных хабов Аэрофлот рассматривает Новосибирск, Самару, Сочи либо Ростов-на Дону, а также Хабаровск либо Владивосток. Вариант с Нижним Новгородом не рассматривался. Господин Окулов пояснил, что город "находится в тени Москвы". Одним из важных факторов для развития регионального рынка компания считает грядущую отмену квотирования перевозок. С 1 апреля 2004 года Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) полностью отменяет квоты на количество рейсов по внутрироссийским маршрутам. Это означает, что летнее расписание полетов компания будет составлять без административных ограничений на полеты в том или ином направлении. Глава Аэрофлота назвал планы авиакомпании на ближайшие годы "амбициозными". К 2010 году компания намерена довести число пассажиров до 12 млн в год (для сравнения: в 2003 году ее услугами воспользовались 5 млн человек). Для этого компании нужна грамотная тарифная политика, позволяющая конкурировать с другими перевозчиками. Господин Окулов подчеркнул, что в прошлом году рост расценок Аэрофлота оказался меньше индекса инфляции. До 2007 года Аэрофлот также собирается построить узловой центр в Шереметьево, до 2010-го — обновить парк самолетов, купив 130 машин. В свою очередь заместитель гендиректора компании Сергей Харитонов остановился на очевидных сложностях с развитием технической базы. Базовыми для региональных перевозок являются стремительно стареющие Ан-24 и Як-40. На смену им вскоре потребуются новые воздушные суда. Господин Харитонов заявил, что до середины 2004 года Аэрофлот проведет тендер среди российских авиастроительных заводов на производство партии самолетов для региональных рейсов компании. Речь идет о 50-60 машинах, которые необходимо поставить компании в 2005-2010 годах. Сейчас готовится пакет тендерной документации, и в ближайшее время Аэрофлот планирует опубликовать условия конкурса. Намереваясь расширить присутствие компании на отечественном рынке, Валерий Окулов заявил, что не боится слова "экспансия", поскольку речь идет об экспансии "технологий и качества обслуживания" Аэрофлота. На вопрос, когда сервис на линиях компании станет лучше, господин Окулов ответил с возмущением: "А где вы видели более высокое качество?!". Тормозом для бурного развития Аэрофлот признал состояние провинциальных аэропортов, которые господин Окулов назвал "дряхлыми и запущенными". Самым отрицательным примером Аэрофлот считает аэропорт Калининграда. По словам гендиректора, компании пришлось завезти туда все необходимое для достойного обслуживания: "Это какое-то натуральное хозяйство! Хочешь летать в аэропорт — вези туда оборудование!". Планируя экспансию в провинцию, руководство одной из старейших мировых авиакомпаний уверяет, что не будет подавлять и поглощать небольшие провинциальные авиакомпании. По словам господина Окулова, им будет предложен франчайзинг, соглашения о совместных перевозках, создание дочерних предприятий Аэрофлота и иные формы сотрудничества. |