24.03.2004  Украина: Тендерные закупки проводятся с нарушением законодательства

   Коллегией Счетной палаты рассмотрены результаты анализа соблюдения распорядителями бюджетных средств требований "Закона Украины о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" при использовании средств Государственного бюджета Украины в 2002-2003 годах.
   Результаты контрольных мероприятий Счетной палаты показали, что, несмотря на положительную статистическую динамику закупок, проведенных в 2003 году, число нарушений требований закона о государственных закупках распорядителями и получателями бюджетного средства возрастает.
   На 22 объектах, которые проверялись, выявлены нарушения действующего законодательства относительно государственных закупок на общую сумму 361 миллионов 376,5 тысяч гривен. Львиная доля приходится на Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции - 220 276,6 тысяч гривен, а далее следуют: Государственная служба автомобильных дорог - 46 315,4 тысяч гривен; Фонд социального страхования временной потери трудоспособности - 24 115 тысяч гривен; Министерство топлива и энергетики - 10 703,6 тысяч гривен; Министерство финансов - 8 800 тысяч гривен; Севастопольская городская государственная администрация - 7 800 тысяч гривен; Государственная таможенная служба - 6 800,8 тысяч гривен; МНС - 5 386,4 тысяч гривен; Министерство экономики АР Крым - 4 700 тысяч гривен; Государственный комитет телевидения и радиовещания - 4 483,7 тысяч гривен; Минтруда - 1 781 тысяч гривен; Министерство иностранных дел - 1 411 тысяч гривен; Государственный комитет по земельным ресурсам - 1 061,3 тысяч гривен и т.п..
   Наиболее характерными аудиторы Счетной палаты называют нарушения, которые непосредственно касаются выбора процедур закупок и критериев для объявления победителя с точки зрения законности и эффективности расходования бюджетных средств. Они являются типичными для распорядителей бюджетных средств. Основные причины их появления: неэффективная законотворческая деятельность Минэкономики относительно разъяснения ряда положений закона; неодинаковое применение и прямое игнорирование распорядителями средств требований закона; незнание или неправильное применение законодательства о государственных закупках.
   На сегодня требуют неотложного нормативно-правового урегулирования вопроса относительно: обеспечения организации контроля, в особенности на уровне главных распорядителей бюджетного средства и соответствующей роли в этом процессе Минэкономики; разработки единой методики оценки тендерных предложений участников закупки и выбора победителя; разработки стандартов складывания ежеквартальных отчетов о состоянии государственных закупок, которые должны подаваться со стороны Минэкономики Счетной палате и Кабинету Министров Украины; разработки порядка и форм сотрудничества с Антимонопольным комитетом Украины; порядка представления Минэкономики к правоохранительным органам материалов относительно нарушения требований законодательства о государственных закупках и прочие.
   Аудиторы обнаружили, что положения отдельных нормативно-правовых актов, выданных Кабинетом Министров Украины и Минэкономики, как уполномоченным органом в сфере государственных закупок, не отвечают требованиям закона. Это касается, прежде всего, постановлений Кабинета Министров "Об образовании Межведомственной комиссии по проведению тендеров по закупке лечебных средств и изделий медицинского назначения за счет государственного бюджета", "О закупке продукции предприятий общественных организаций инвалидов и пенитенциарной системы", и указов Минэкономики "Об утверждении Порядка приема и опубликования объявлений относительно государственных закупок в информационно-аналитическом бюллетене "Вестник государственных закупок", "О делегировании отдельных функций относительно координации закупок товаров, работ и услуг за средства местных бюджетов".
   Применение распорядителями и получателями бюджетных и других государственных средств названных нормативных актов в своей деятельности может привести к бюджетным правонарушениям.
   Для осуществления действенной профилактики правонарушений необходимо ускорить внесение изменений и дополнений к законодательным актам, которые установят административную ответственность за нарушение порядка закупки товаров, работ и услуг за государственные средства.
   О результатах рассмотрения Коллегией Счетной палаты этого вопроса проинформированы Верховная Рада Украины и Кабинет Министров Украины, выводы направлнео Минэкономики для принятия мер соответственно действующему законодательству.