27.03.2004  РЖД пошли по рынкам

   Компания планирует привлечь средства российских и международных инвесторов через крупные облигационные займы.
   В июне ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) планирует получить кредитный рейтинг на уровне России или чуть ниже. И уже этой осенью РЖД намерены выпустить рублевый облигационный заем, а следующим летом – еврооблигации. В компании уверены, что смогут обеспечить инвестиционную привлекательность своих бумаг, а эксперты рисуют им самые радужные перспективы.
   Сейчас ОАО «РЖД» заканчивает оформление договоров с рейтинговыми агентствами Standard & Poor's, Moody's и Fitch. По самым пессимистичным оценкам, Standard & Poor's может присвоить компании кредитный рейтинг ВВ-. Но, по словам вице-президента компании Федора Андреева, большинство аналитиков прогнозируют получение оценки кредитоспособности на уровне России (ВВ+) или BB. Агентство Moody`s может присвоить РЖД рейтинг на уровне Ва2. Среди российских компаний рейтинг ВВ имеет только ОАО «Транснефть». И в целом понятно, почему на присвоение именно такого рейтинга рассчитывают в РЖД. Это тоже транспортная система, которая по большому счету не зависит от каких-то ценовых колебаний на рынке, ведь ее доходы фиксируются тарифами на перевозки. Представители самой компании указывают на три дополнительных фактора, которые, по их мнению, говорят в пользу оптимистичных прогнозов. «Во-первых, мы ввели систему бюджетирования и единую учетную политику в компании. Благодаря этому компания стала финансово прозрачной для себя самой и для потенциальных инвесторов. Во-вторых, провели сессию переговоров с российскими потенциальными инвесторами. В-третьих, провели переговоры с рейтинговыми агентствами», – отметила в интервью RBC daily первый заместитель начальника Департамента по связям с общественностью РЖД Елена Никитенко. С прогнозом рейтинга согласен аналитик ИБ «Траст» Михаил Галкин: «Основываясь на своем опыте работы в Standard & Poor's по наблюдению за рейтингами инфраструктурных компаний, могу сказать, что данные ожидания вполне обоснованны». Ожидания подтверждаются и первыми финансовыми результатами года. По итогам I квартала2004 года РЖД планируют получить чистую прибыль в размере 8 млрд руб. Ранее получить такую прибыль планировалось за весь текущий год. По мнению Ф. Андреева, значительный рост достигнут за счет того, что не была учтена сезонная специфика работы РЖД в новых условиях. Кроме того, экономия по расходам позволила получить дополнительно 5 млрд руб. чистой прибыли. Поэтому неудивительно, что уже сейчас ОАО «РЖД» проводит тендер среди российских банков на организацию рублевого облигационного займа на сумму 10-12 млрд руб. Разместить его планируется осенью этого года. По мнению аналитика ИБ «Траст» Романа Сафонова, это будет один из хороших выпусков. По его прогнозу, облигации должны торговаться на уровне РАО «ЕЭС» и «Газпрома». «РЖД – это один из немногих монополистов, который пока не был задействован на рынке наших облигаций. Поэтому здесь у них перспективы, что называется, самые радужные», – считает аналитик. Выпуск еврооблигаций будет, судя по всему, не менее перспективным. Если сбудется пессимистичный прогноз и РЖД получат рейтинг ВВ-, компания сможет разместить еврооблигации на 10 лет при процентной ставке 7,5-7,75% годовых, уверен Федор Андреев. Если будет получен рейтинг на уровне ВВ, процентные ставки по этим облигациям составят 7% годовых. И такую доходность РЖД, видимо, могут обеспечить. «Это крупнейшая государственная инфраструктурная компания, сопоставимая по масштабам с «Газпромом». При этом уровень долговой нагрузки РЖД, по моим оценкам, существенно ниже, чем у «Газпрома». С точки зрения бизнес-рисков предприятия инфраструктуры всегда воспринимались участниками рынка и рейтинговыми агентствами как одни из самых надежных корпоративных заемщиков», – отмечает Михаил Галкин. Перспективы финансового роста РЖД отмечает и аналитик ИК «Тройка Диалог» Александр Кудрин: «По большому счету альтернативы железным дорогам в России нет, емкость других транспортных систем гораздо меньше». Так что потенциал у этой отрасли достаточно мощный. Особенно если учесть, что трубопроводы «Транснефти» загружены под завязку, а производство нефтяных компаний растет. «В будущем они все больше и больше будут использовать железные дороги для перевозки собственной нефти», – считает эксперт. Однако, прежде чем выпускать валютный облигационный заем, РЖД нужно иметь финансовую отчетность, сформированную по международным стандартам. И эта работа, по словам Ф. Андреева, скоро начнется. Именно после формирования отчетности за 2004 год, как по российским стандартам бухучета, так и по международным, будут уточнены параметры еврооблигаций. В июне - июле состоится собрание акционеров РЖД. После этого будет опубликован отчет по итогам финансового года, и тогда же станет возможно прогнозировать прибыль 2004 года. Пока перспективы у компании неплохие, но не исключено, что после собрания акционеров ожидания могут быть скорректированы в худшую сторону. В любом случае время подумать у инвесторов еще есть.