07.04.2004  Предложения по активизации российского участия в действующих проектах по СРП

   В настоящее время широко обсуждается проблема обеспечения необходимого 70% уровня российского участия в подрядных работах при реализации соглашений о разделе продукции. Согласно распространенному мнению, основная причина недостаточного участия российских предприятий в подрядных работах заключается в высокой цене на их продукцию и на основании такого ошибочного предположения предлагается система возможных преференций.
   Союз производителей нефтегазового оборудования полагает, что основной причиной невыполнения законодательно установленной нормы российского участия в подрядных работах по СРП является искусственно запутанная, сложная и непрозрачная система проведения тендеров иностранными операторами проектов. У российских предприятий отсутствует предварительная информация о планах закупок промышленной продукции в рамках каждого проекта по СРП. Большая часть закупаемой продукции имеет длительный цикл изготовления, поэтому российские компании не имеют возможности подготовить предложения.
   Иностранные операторы отсекают российских подрядчиков при помощи необоснованных условий. В частности, российских металлургов заставляют поставлять трубы с дюймовой резьбой, поставщиков оборудования ограничивают только стандартами API. Зная, что наиболее конкурентоспособное оборудование выпускают российские конверсионные предприятия, приступившие к его производству в середине 90-х годов, иностранные операторы выставляют искусственные условия по наличию у участников тендеров длительного опыта изготовления продукции. Выставляется также обязательное требование по объемам предшествующих продаж данного вида оборудования на значительные суммы и иные условия для лишения заводов возможности участия в тендерах.
   Сложившаяся ситуация усугубляется отсутствием у большинства заводов необходимых оборотных средств для выполнения крупных контрактов без предоплаты. Кроме того, многие российские предприятия не имеют должного опыта взаимодействия с иностранными компаниями.
   Перечисленные причины, а вовсе не высокие цены отечественных заводов, препятствуют расширению российского участия в подрядных работах по СРП, поэтому предложения необходимо переработать с учетом ситуации, которая сложилась на рынке подрядных работ по СРП.
   Расширению участия российских предприятий в подрядных работах по СРП будут способствовать следующие меры.
   1.Разработка единого механизма проведения тендеров на осуществление подрядных работ, не ущемляющего интересы российской промышленности.
   2.Раскрытие информации о необходимой в рамках каждого проекта по СРП промышленной продукции и технических требованиях, которые к ней будут предъявлены. Доведение указанной информации до большинства промышленных предприятий должен обеспечивать не иностранный оператор, а заинтересованный федеральный орган исполнительной власти – Минпромэнерго России. Сделать это возможно через механизм российских отраслевых союзов.
   3.Проработка механизмов финансовой поддержки предприятий для успешного осуществления ими контрактных обязательств. Решить вопрос можно с помощью привлечения бюджетных (в госбюджете на 2004 год предусмотрено более $500 млн.) средств, направленных на государственную поддержку промышленного экспорта.
   4.Завершение работ по созданию консорциума российских предприятий по участию в подрядных работах по СРП. В состав консорциума должны войти внешнеторговые («ОМЗ», «Машиноимпорт», «Тяжпромэкспорт» и др.), имеющие опыт участия в международных тендерах и взаимодействия с инофирмами, а также ряд финансовых (Росэксимбанк, Ингосстрах и др.) институтов для страхования экспортных контрактов.
   5.Формирование на базе Минпромэнерго России рабочей группы по обеспечению российского участия в подрядных работах при правительственной комиссии по реализации СРП.
   Целесообразно организовать рабочее совещание в Минпромэнерго России экспертов заинтересованных ассоциаций, что позволит согласовать единую позицию, сформировать направления, программу работ и приступить к формированию организационно-финансового механизма поддержки российских промышленных предприятий.