08.11.2000  Руководством ВМФ разработана новая система государственного заказа кораблей

   Руководство Военно-морского флота добивается реорганизации системы государственного заказа в военном кораблестроении. Как заявил недавно Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, вывести из тяжелого положения эту отрасль оборонной промышленности можно только "при условии объединения в единую целевую программу всех работ, связанных с созданием перспективных боевых кораблей следующего поколения".
   Комплексная целевая программа по созданию головных кораблей ВМФ представляет собой совокупность опытно-конструкторских работ (ОКР) и серийных поставок, находящуюся под единым руководством и увязанную по финансовым ресурсам, исполнителям, срокам и этапам разработки, испытаний и поставки.
   Распределение поступающих текущих ассигнований планируется производить по целевым программам в соответствии с их долей в объеме гособоронзаказа и установленными приоритетами. Ассигнования по составным частям целевых программ распределяет их руководитель. По работам, не вошедшим в комплексные целевые программы, сохраняется ранее установленный порядок.
   Специфика создания головных кораблей Военно-морского флота в отличие от других видов Вооруженных сил РФ в основном определяется длительным циклом работ по их производству (12-15 лет от выдачи задания на проектирование до сдачи) и количеством задействованных предприятий промышленности (до 800 предприятий - поставщиков комплектующего оборудования и материалов). Кроме того, финансирование строительства головных кораблей и разработки комплектующего оборудования для них традиционно осуществляется по различным статьям бюджета Минобороны России.
   Фактически на протяжении последних 10 лет управление военным кораблестроением велось на основании краткосрочных (годовых) планов. Отсутствие устойчивого долгосрочного планирования процесса создания головных кораблей ВМФ, длительные задержки определения объемов ежегодных ассигнований на выполнение работ после начала отчетного года, а также несвоевременная оплата уже выполненных работ привели к рассогласованию хода выполнения ОКР по созданию комплексов вооружения и технических средств для головных кораблей ВМФ и хода их строительства. В результате заводы-строители и предприятия - изготовители комплектующего оборудования лишились оборотных средств и оказались на грани банкротства.