02.05.2004 Белгород: Конференция "Региональные системы электронных закупок" 28 апреля в здании Белгородского государственного университета состоялась научно-практическая конференция "Региональные системы электронных закупок: становление, результаты, развитие". Организаторами конференции выступили Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и областное государственное учреждение "Белгородский информационный фонд" при поддержке аппарата губернатора Белгородской области. В ее работе приняли участие более 50 представителей из 22 субъектов Российской Федерации. Своей целью научно-практическая конференция ставила сравнение результатов деятельности торговых площадок, обмен опытом в решении нормативно-правовых вопросов и урегулировании прав участников торгов, а так же обсуждение результатов применения электронно-цифровой подписи. Несколько дней назад губернатор Белгородской области Е.Савченко, объявляя о создании управления областных муниципальных закупок, затронул вопрос создания абсолютно антикоррупционной среды, отметив, что внедрение систем электронных тендерных торгов приводит к минимизации человеческого фактора в государственных закупках, так как они всегда были питательной средой для экономических преступлений. К сведению, В США объем закупок, проведенных с использованием электронных тендеров вырос с 55 млрд. долл. в 2002 до 123 млрд. долл. в 2003 году. О значительном опыте электронной торговли в Белгороде гостям рассказал директор Белгородского Информационного фонда Дмитрий Пантелеев. Фонд использует программное обеспечение Института высоких технологий БелГУ и в этом году планирует выйти на самоокупаемость. На данный момент организационные возможности фонда позволяют проводить до 100 торгов в месяц. Сейчас проводится 35-37. Внедрение электронных торгов послужило толчком к информатизации области, то есть многие компании-поставщики были вынуждены закупить компьютерную технику, построить свои собственные локальные сети, подключиться к сети Интернет через высокоскоростное соединение, нанять квалифицированные кадры – это дало возможность открыть большое число новых рабочих мест. По итогам прошлого года в России определились три региона, в большой степени использующие для организации закупок на областные нужды систему электронных торгов. Это Краснодарский край, Белгородская и Новосибирская области. В Белгородской области электронные торги наиболее применимы к товарам и услугам медицины и здравоохранения и эта система позволила снизить затраты на организацию госзакупок на 10%. Об этих и других результатах создания на Белгородчине единого информационного пространства рассказал всем собравшимся начальник управления информатизации, связи и делопроизводства аппарата губернатора Ю.Банчук. На данный момент в России существует 7 программных комплексов сопровождения электронных тендеров, 15 находятся в стадии разработки: 9 в рамках федеральной программы "Электронная Россия" и 6 - независимо. Регионы находятся в авангарде разработки ПО. Такие системы работы успешно функционируют в Белгороде, Красноярске, Кемерово, Новосибирске и Петербурге (где объем торгов превысил 17 миллиардов рублей за первый квартал 2004 года, а всего составил почти 34 миллиарда рублей). Создание собственных торговых площадок анонсировали Воронеж и Татарстан. Участники положительно отметили тот факт, что это происходит добровольно, а не насаждается бюрократическим давлением сверху. Среди препятствий на пути информатизации закупок представитель НАУЭТ А.Никольский отметил недостаточное проникновение высоких технологий, в частности, сети Интернет, в обычную жизнь, а также отсутствие страхования рисков при совершении электронных сделок, низкая безопасность обмена информации, отсутствие общепринятых платежных средств и классификаторов продукции. Своеобразным законодательным тормозом служит тот факт, что во многих регионах в процессе конкурса заявки, обмена сведениями, уведомления поставщикам приходится дублировать в бумажном виде, что сильно усложняет процедуру. Отсутствие у заказчиков плана закупок на квартал или год приводит к хаосу, неосуществимым требованиям и, как результат, – нарушению условий договора с поставщиками. На начальных этапах развития электронных госзакупок в России было очень трудно привлечь поставщиков, так как всюду в расчетах использовались Квази-деньги, векселя, долговые обязательства, поэтому зачастую поиск поставщика сводился к определению предприятия производителя, который имеет задолженность перед бюджетом и взыскания с него необходимых товаров и материальных ценностей. Сейчас все расчеты производятся только за живые деньги. Непроработанная на государственном уровне нормативно-правовая база приводит к тому, что представителям некоторых регионов пришлось пройти 10-15 арбитражных судов. Поэтому в ближайшее время участники конференции обязались обратиться в правительство РФ с требованием законодательно приравнять электронные сделки к обычным, а так же создать независимый орган, регулирующий электронную коммерцию. |