29.04.2004 Объем всей электронной торговли в системе госзакупок в 2004 г. составит 655 млн долларов В среду на пресс-конференции в Министерстве транспорта и связи с участием президента Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Александра Киселева был представлен отчет о состоянии рынка электронной торговли в России. Общий объем электронной торговли в первом квартале 2004 года составил 1 млрд. 93 млн. долларов США. Наиболее популярные для закупок в Интернет товары через систему электронной торговли по почте(B2C): компьютерная техника, аудио - видео и книжная продукция, бытовая техника. Среди проблем, замедляющих развитие электронной торговли в России, были названы: недостаточное проникновение Интернета в повседневную жизнь людей; низкий уровень использования пластиковых карт для осуществления оплаты (из-за сомнений пользователей в безопасности осуществления таких операций); отсутствие страхования рисков для разрешения конфликтов и споров. Среди других проблем: внедрение и использование электронно-цифровой подписи; отсутствие единого классификатора товаров; не гарантированная конфедициальность и возможность придания документам юридической силы из-за отсутствия развитой структуры удостоверяющих подпись центров. По словам А.Киселева, многие из этих проблем можно решить путем совершенствованиия законодательной системы. В тоже время, по его словам, большинство из реализуемых в современной России экономических реформ неосуществимо без массового использования инфокоммуникационных технологий. В частности, он рассказал о национальном проекте "Кибер-почта", которая обеспечивает отделения почтовой связи, как наиболее разветвленную сеть России, общественными пунктами доступа в Интернет. В части электронной торговли к услугам покупателей будут предоставлена возможность проконсультироваться со специалистом по Сети, выбрать и заказать нужный товар по каталогу. Почта возьмет на себя обязательство оплаты и доставки товаров. А.Киселев отметил, что ускоренная система платежей по почте осуществляется в рамках национального проекта "Кибер-деньги", при этом информация об оплате передается по защищенным электронным трактам в банки или продавцам, которые предлагают услуги. В России созданы торговые электронные площадки, на них обеспечен доступ к информации о предложениях поставщиков, что позволяет осуществлять сделки в электронном виде, заметил он. Крупнейшие компании также используют элементы электронной торговли для повышения доходов и снижения издержек при взаимодействии с клиентами. По прогнозам НАУЭТ, объем всех электронных торговли в системе госзакупок (сектор B2G) в 2004 г. составит 655 млн. долларов. Увеличение объема продаж по сравнению с прошлым годом станет возможным после открытия торговой площадки в Санкт-Петербурге. Тенденции роста объемов в субъектах РФ можно проследить на примере Краснодарского края: в прошлом году объем госзакупок составлял в крае составлял всего 170 млн. рублей, а в первом квартале этого года - 136 млн. рублей. По данным НАУЭТ , используют инфокоммуникационные технологии и регулярно публикуют информацию о проводимых госзакупках на своих сайтах 27 субъектов РФ. Конкурсную документацию через Интернет можно «скачать» у 7 субъектов, принимают заявки для участия в конкурсе на 9 сайтах. Полный цикл конкурсных и внеконкурсных закупок поддерживают две региональные системы. Возможность запроса котировок - 1 система; проводят аукционы - 3 системы; наличие электронные бирж - 1 система. В стадии разработки находятся 15 региональных систем. Из них в рамках ФЦП «Электронная Россия» реализуется 9 проектов, а 6 проектов реализуется регионами самостоятельно. Эффективность электронной системы госзакупок также можно проследить на примере ее внедрения в Новосибирской области. За прошлый год в результате использования элементов электронной торговли экономия бюджетных средств Новосибирской области составила 8,19% или 142 млн.рублей. По словам А.Киселева, в перспективе основой национальной структуры электронной торговли станет общероссийская система информационных маркетинговых центров. В далеком будущем планируется создание глобального постоянно изменяющегося каталога с гигантским перечнем товаров и услуг, с удобными для любого пользователя тематическими разделами. В каталоге можно будет увидеть сравнительный анализ товаров по цене и качеству с соответствующими рекомендациями специалистов. |