14.05.2004  Госзакупки подешевеют на треть

   В скором времени все закупки товаров и услуг за бюджетные деньги будут проводиться только через конкурсы. Это предусматривает закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В Минэкономразвития, которое внесло закон в правительство, утверждают, что он положит конец коррупции при распределении госзаказов, сделает систему прозрачной и сэкономит бюджету до 25-30% средств, выделенных на закупки. Но эксперты отмечают, что эффективного механизма контроля за тем, как чиновники распределяют заказы, все-таки в законе не предложено.
   Объем госзакупок за счет средств бюджетов всех уровней в 2004 году должен составить около 750 млрд. рублей. Однако способ распределения столь жирного куска государственных средств совершенным не назовешь. Хотя на федеральном уровне госзакупки регулируются указом президента от 8 апреля 1997 года и федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров» 1999 года, далеко не все госзакупки проводятся на основе тендера. Зачастую ведомства просто затягивают выделение средств, чтобы на проведение конкурса не оставалось времени, или информации о его проведении нет в открытом доступе. Так, недавно Счетная палата обнародовала данные, что Минобороны в 2003 году неэкономно использовало 1,4 млрд. рублей из-за нарушений порядка госзакупок (через посредников, нередко без проведения тендеров).
   С закупками на средства региональных и местных бюджетов дело обстоит еще хуже. Во многих регионах правовое регулирование госзакупок отсутствует вообще или лишено единообразия, так как основывается на местных законах и на решениях администрации.
   Это создает болагоприятную почву для коррупции, когда за "откат" чиновникам заказы достаются «нужным» фирмам. Так, в Екатеринбурге в прошлом году разразился скандал, когда выяснилось, что Минобразования без всякого конкурса приобрело уголь у единственного поставщика по цене 1100 рублей за тонну и разрешило это делать подведомственным учреждениям, в то время как другое ведомство смогло купить уголь по конкурсу по цене 780 рублей за тонну. Но расточительность работников образования померкла перед щедростью работников одной из районных больниц, которая приобрела за счет областного бюджета уголь по цене 3026 рублей за тонну.
   Борьбу с непрозрачностью госзакупок правительство начало еще в прошлом году. С 1 января этого года все объявления о конкурсных поставках для министерств и ведомств согласно постановлению правительства должны публиковаться на их сайтах в Интернете и в журнале "Конкурсные торги". Там же все сомневающиеся в результатах конкурса могут ознакомиться с условиями, которые предложила компания-победитель.
   Теперь Минэкономразвития подготовило законопроект, который, как ожидают в министерстве, положит конец беспределу с распределением госзаказов и на местном уровне. В нем сказано, что «основной процедурой размещения заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд является открытый конкурс», а все иные способы применяются только в случаях, которые регулируются законом о государственной тайне. Например, Минобороны обязано будет закупать продовольствие и обмундирование для воинских частей только по конкурсу, а боевую технику - руководствуясь законом о гостайне.
   Новый закон снимает действующие сейчас ограничения по участию в конкурсах иностранных компаний. Правда, здесь Минэкономразвития действует с оглядкой: насколько иностранцы будут привечаться, напрямую зависит от того, действуют ли на территории иностранного государства запреты или ограничения на товары (работы, услуги) российского происхождения. Таких стран сейчас 22, не считая ЕС, в том числе Китай и Турция, широко работающие в России.
   Впрочем, эксперты сомневаются, что закон сможет положить конец злоупотреблениям. У тех ведомств, деятельность которых связана с гостайной, остаются широкие возможности для трактовки положений закона. Ведь к гостайне могут быть отнесены сведения по развертыванию войск, об их боеспособности и организационной структуре, вооружении и численности. Если следовать военной логике, само количество предметов дает информацию о том, сколько в части солдат, а объем горюче-смазочных материалов, выделенных, скажем, Балтийскому флоту, может выдать и более серьезные тайны.
   Вызывает у экспертов сомнение и стоимостный предел для мелких закупок. По новому закону заказы на поставку товаров или услуг стоимостью менее 60 тысяч рублей могут быть распределены без конкурсов и достаться единственному поставщику. В МЭРТ говорят, что цифра соответствует пределу для расчета наличными между юридическими лицами по одной сделке, который устанавливает Центробанк. Однако директор по развитию Центра фискальной политики Антонина Ковалевская напомнила ГАЗЕТЕ, что сейчас чиновники зачастую дробят договор, чтобы скрыть реальную стоимость заказа. И хотя в законе прописано, что «заказчику запрещается разделять свои заказы на отдельные части для применения настоящего пункта», никакой ответственности за это в законе не предусмотрено. А с учетом того, что не определен и контрольный орган, который должен отслеживать исполнение конкурсных процедур, говорить, что закон поможет искоренить коррупцию, преждевременно, отмечает эксперт.