20.05.2004 "Рука дающего" вырастет у Минэкономразвития после принятия нового закона о госзакупках Двенадцатого мая Министерство экономического развития представило на заседании правительства новый вариант закона «О госзакупках». Характер внесенных в закон изменений преследовал цель повысить эффективность расходования бюджетных средств, уменьшить число финансовых злоупотреблений, обеспечить открытый характер участия в государственных тендерах. Не секрет, что один из наиболее высоких уровней коррупции среди чиновников наблюдается именно в сфере обеспечения закупок для госструктур. В результате применения различных «договорных схем» бюджет ежегодно теряет от 100 до 150 млрд. рублей, что составляет до 30% средств, выделяемых на госзакупки. Новый закон «О госзакупках» должен был ужесточить контроль за действиями чиновников и сократить число финансовых злоупотреблений в сфере госзакупок. Закон не прошел. Решением правительства он отправлен на доработку, поскольку многие пункты предложенного законопроекта оказались неприемлемыми. Главным образом всех возмутил новый пункт закона, который позволяет иностранным компаниям участвовать в тендерах российских органов государственной власти. Как правило, нигде в мире такое не практикуется. Считается, что деньги налогоплательщиков должны поддерживать самих налогоплательщиков, а не уходить за рубеж. В данном же случае у иностранных предпринимателей, обладающих огромным опытом «подмасливания» российских чиновников и обладающих для этого гораздо большими возможностями по сравнению с отечественными бизнесменами, появляется возможность поживиться за счет государственных средств, оставив без работы российские предприятия. Однако, к сожалению, из поля зрения общественности выпал другой пункт, еще более опасный, чем привлечение иностранцев к госзакупкам. Это пункт, разрешающий закупки без проведения конкурса. Не секрет, что больше всего возможностей для злоупотреблений появляется тогда, когда чиновник может сам назначать фирму поставщика, минуя процедуру тендера. Министерство экономики само неоднократно говорило о необходимости запрета внеконкурсных закупок, но в новом законе такую возможность почему-то оставило. Почему? Причина известна. В соответствии с действующим законодательством проведение внеконкурсных закупок возможно, если на это будет получено разрешение Минэкономразвития. В прошлом году таких разрешений было выдано немало, на внеконкурсные закупки пришлось около 20% от общего бюджета госзакупок. Мало кто знает, но, по неофициальным данным, почти 60% всех разрешений на проведение закупок товаров вне конкурса Минэкономразвития выдало… Минэкономразвития. То есть одно Министерство экономики провело больше внеконкурсных закупок, чем несколько десятков других министерств и ведомств. В денежном выражении это составило около 2,5 млрд. долларов. Получается, что такая сумма прошла через руки чиновников от экономики при том, что они самостоятельно определяли, кому эти деньги перечислять. Вряд ли стоит объяснять, что это означает в современных условиях российской действительности. Однако подобное не могло продолжаться вечно. Чтобы обеспечить себе должный уровень существования, Минэкономразвития неизменно отказывало в проведении внеконкурсных закупок другим организациям. Это стало вызывать всеобщее возмущение, которое бы рано или поздно дошло до президента. В этом случае Минэкономразвития просто нечем было бы защищаться – его вина была предельно очевидна. Необходимо было что-то делать. И вот тогда возникла идея разработать новый закон «О госзакупках», в котором следовало оставить возможность закупок вне конкурса, но так, чтобы они осуществлялись не на основе решения МЭРТ, а в соответствии с порядком, установленным правительством РФ. В этом случае вся ответственность за обоснованностью решения падала бы на правительство. Но при этом – и здесь видна глубина стратегического мышления руководства МЭРТ – данный порядок не был прописан в предложенном законопроекте (что было бы логично), а должен быть отдельно разработан все тем же Министерством экономического развития. То, когда этот порядок будет разработан, – нигде не говорится. Российская практика знает немало примеров, когда законодательное решение готовилось и год, и два. А пока этот порядок не разработан, будет действовать старая схема, когда внеконкурсные процедуры утверждает МЭРТ. Не неся при этом никакой ответственности, ведь меры по обеспечению открытости госконкурсов приняты. В практике протаскивания нужных решений частенько применяется один прием: к какому-либо нужному, но непопулярному пункту добавляют еще один уж совсем непопулярный пункт, вызывающий всеобщее возмущение. При рассмотрении решения, естественно, всеобщее внимание обращается на второй пункт. Его ругают, критикуют, а затем выкидывают. А нужный пункт проходит. Вполне возможно, что пункт об участии иностранных компаний в государственных тендерах был включен в закон именно для того, чтобы его выкинули. Тогда пункт о регулировании внеконкурсных закупок был бы принят без особых трудностей. И это бы позволило очень многим чиновникам Минэкономразвития сколотить себе очень хорошее выходное пособие. |