02.06.2004  Ка-52 летит в Йемен

   Первым получателем боевых вертолетов Ка-52, созданных на базе знаменитой "Черной акулы", может стать не Российская армия, а Вооруженные силы Йемена. В ближайшее время РСК "МиГ" собирается заключить с этой страной контракт стоимостью свыше $150 млн на поставку 12 машин, предыдущие модификации которых Россия безуспешно пыталась продать шести другим государствам.
   Ка-52 - двухместный вариант вертолета Ка-50 "Черная акула", который выпускало ОАО "Камов" (49% акций, находящихся в госсобственности, управляет РСК "МиГ"), и, в отличие от него, приспособлен для ведения боевых действий ночью. Производство "Акул" закончилось 10 лет назад на заводе "Прогресс" в Приморье. Российская армия закупила несколько вертолетов Ка-50, которому в начале 90-х было отдано предпочтение перед вертолетом Ми-28. В прошлом году представители ВВС России объявляли, что закупят ограниченное число Ка-52 для подразделений спецназначения, а основной упор сделают на вооружение ударным вертолетом Ми-28Н.
   По словам гендиректора РСК "МиГ" Владимира Торянина, "в самое ближайшее время" "с одной из стран" будет заключен контракт на поставку 12 вертолетов Ка-52 "Аллигатор". Чтобы осуществить поставку, компания сначала должна завершить предыдущий контракт и допоставить неназванной стране шесть истребителей МиГ-29, что и пытается сейчас сделать.
   Генеральный конструктор и гендиректор ОАО "Камов" Сергей Михеев подтвердил "Ведомостям" информацию о скором подписании контракта на поставку 12 вертолетов Ка-52 для одной из зарубежных стран. Назвать покупателя он отказался, отметив лишь, что стоимость одной машины составит примерно половину от цены конкурирующего ударного вертолета производства США AH-64D "Апач Лонгбоу". По данным эксперта Центра по изучению проблем разоружения Марата Кенжетаева, "Апач" продается арабским странам по цене до $50 млн за штуку.
   Источник, близкий к руководству РСК "МиГ", говорит, что покупателем Ка-52 станет Йемен. О контракте, по его словам, стороны договорились давно, но подписание оттягивается из-за того, что компания опаздывает с поставкой в страну шести истребителей МиГ-29СМТ по контракту 2003 г. В 2001 г. РСК "МиГ" заключила с Йеменом контракт на продажу 14 истребителей МиГ-29 (более ранняя модификация), которые должны быть модернизированы в вариант МиГ-29СМТ после поставки шести самолетов этого типа. Общая цена сделки с Йеменом, по данным источника, — $400 млн.
   Сотрудник Минобороны подтвердил "Ведомостям" информацию о том, что партию Ка-52 хочет закупить Йемен. По словам источника в РСК "МиГ", выпуск вертолетов сейчас не ведется, но может быть "быстро" восстановлен. Ранее Россия неоднократно пыталась продать за рубеж другие модификации "Черной акулы". В частности, на объявленный Турцией тендер была выставлена партия из 145 двухместных Ка-50-2 "Эрдоган" стоимостью $4,5 млрд, но на прошлой неделе турецкое правительство отказалось от идеи проведения конкурса. Ка-50 предлагался Южной Корее и Сингапуру, которые в итоге предпочли "Апач". В 1999 г. Россия предлагала купить несколько вертолетов Ка-50 Словакии в счет погашения долга бывшего СССР, но словаки отказались от сделки. Предлагались Ка-50 и вооруженным силам Финляндии и Швеции — они, однако, вообще решили отказаться от закупки ударных вертолетов.
   По словам Кенжетаева, Ка-50 предлагался по цене $12-14 млн за машину. Стоимость контракта на поставку 12 вертолетов Ка-52, который стоит дороже, по мнению эксперта, будет не меньше $150 млн.
   Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий называет "национальным позором" то, что "такое небогатое государство, как Йемен, а не Российская армия, станет первым получателем Ка-52". В любом случае, отмечает он, "контракт поможет довести до конца НИОКР по вертолету и устранить недоработки".