08.07.2004 На открытых торгах будет продано “ЛУКОЙЛ-Бурение” “ЛУКОЙЛ” объявил открытый конкурс по продаже своего дочернего предприятия “ЛУКОЙЛ-Бурение”. Аналитики полагают, что на столь специфический актив вряд ли найдется много претендентов. По их мнению, покупатель у “ЛУКОЙЛа” уже есть, просто компания хочет создать видимость конкурентной продажи. Вчера вечером “ЛУКОЙЛ” распространил пресс-релиз, в котором говорится о принятом правлением компании решении продать “ЛУКОЙЛ-Бурение” на открытом конкурсе. Правление утвердило основные условия конкурса, согласно которым цена сделки не может быть ниже $68,5 млн и оплата должна производиться в денежной форме в рублях. При этом покупатель принимает на себя обязательство выплатить по рыночным ставкам займы на сумму более $60 млн, которые “ЛУКОЙЛ” выдал структурам группы “ЛУКОЙЛ-Бурение”. В качестве дополнительных условий предусмотрено подписание с ними пятилетних контрактов на бурение скважин для “ЛУКОЙЛа” суммарным объемом проходки не менее 6 млн м. Условия конкурса будут опубликованы в СМИ 8 июля. Еще в апреле 2002 г. “ЛУКОЙЛ” объявил программу реструктуризации своего бизнеса, одним из важных пунктов которой значилась продажа непрофильных активов — сервисных, транспортных и строительных предприятий, финансовых организаций. “ЛУКОЙЛ-Бурение” начали продавать на тендере осенью 2002 г. Интерес к нему проявили несколько компаний из Канады и США, но в итоге осталось два претендента: альянсы Shlumberger — ОМЗ и Nabors Industries Inc — “Петроальянс”. Однако этой весной стало известно, что с обоими “ЛУКОЙЛ” не сошелся в цене. Как заявлял вице-президент компании Леонид Федун, одно из предложений составило всего $19 млн. Источник, близкий к “ЛУКОЙЛу”, говорит, что ранее проведенный тендер не был публичным. Его проводил инвестбанк Morgan Stanley, который привлекал тех участников, которые, по его мнению, могли купить этот актив. Однако, говорит собеседник “Ведомостей”, предложений, устраивающих компанию, так и не поступило. Поэтому “ЛУКОЙЛ” решил провести открытый конкурс, дабы привлечь максимальное число претендентов, прежде всего российских. Однако источник в отрасли говорит, что покупатель у “ЛУКОЙЛа” уже есть. Это зарегистрированная на Каймановых островах Евроазиатская буровая компания, в число владельцев которой входит президент “Петроальянса” Александр Джапаридзе. Совладельцами также являются бывшие менеджеры мировых нефтесервисных компаний Shlumberger и Halliburton. “Петроальянс” — крупнейшая из частных российских нефтесервисных компаний — находится в процессе поэтапной продажи Shlumberger. По плану на конец первого полугодия последняя должна будет владеть 51% акций российской компании. По словам источника, цена продажи “ЛУКОЙЛ-Бурения” может составить от $70 млн до $100 млн. Официальные представители “ЛУКОЙЛа” эту информацию не подтверждают, но и не опровергают. Аналитик группы компаний “АВК” Мария Радина полагает, что “ЛУКОЙЛ” уже нашел покупателя. По ее мнению, об этом говорит необычная уверенность менеджмента компании в успешной продаже и частые заявления “ЛУКОЙЛа” о том, что “ЛУКОЙЛ-Бурение” вскоре будет продана. Радина считает, что проведение тендера — простая формальность, желание соответствовать высокому уровню корпоративного управления международной нефтяной компании. А Валерий Нестеров из “Тройки Диалог” говорит, что прежние неудачные попытки продать эту компанию объясняются тем, что в России отсутствует рынок буровых услуг. Аналитик полагает, что в случае продажи “дочки” “ЛУКОЙЛ” вряд ли будет удовлетворен финансовыми результатами сделки, но продажей “ЛУКОЙЛ-Бурения” завершится первый этап реструктуризации головной компании. И, по словам Нестерова, это самое важное с точки зрения имиджа компании и, следовательно, повышения ее капитализации. |