21.08.2004  Минэкономразвития РФ пытается сохранить контроль за госзакупками

   Вчера правительство России внесло в Государственную Думу проект закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Защищать этот закон в парламенте от имени правительства поручено заместителю министра экономического развития и торговли Андрею Шаронову.
   По сути дела, новый закон должен стать началом еще одной, давно вынашиваемой в Минэкономразвития реформы - на этот раз, реформы госзакупок. Как известно, именно там, где чиновники заказывают товары и услуги у частных предпринимателей возникает самая лучшая почва для взяток и "откатов". Между тем, в сфере госзакупок "крутятся" огромные деньги: по данным МЭРТ, в прошлом году на них было потрачено более 600 млрд. рублей, а этом году на закупку товаров и услуг государство истратит более 800 млрд, что составляет около 40% всех бюджетных расходов. Коррупция в сфере закупок не только развращает чиновников, но и приводит к дополнительным расходам: ведь благодаря взятке госведомству могут "втюхать" далеко не самую дешевую и не самую лучшую продукцию.
   Минэкономразвития пытается сделать госзакупки более честными и рациональными, обязав все госорганы, включая региональные и местные, выбирать поставщиков товаров и услуг только через процедуру открытых конкурсов. Закрытыми конкурсы могут быть только при условии, если их проведение связано с государственной тайной. Новый закон должен систематизировать все ныне действующие правила проведения тендеров.
   На заседании российского правительства законопроект обсуждался в мае, и тогда он вызвал ряд критических замечаний, в частности большие сомнения вызвало предоставление возможности участия в конкурсах иностранным компаниям. Во-первых, иностранные товары (например сельхозпродукция из Евросоюза) могут оказаться дешевыми благодаря государственным дотациям. Во-вторых, в иностранных государствах могут иметься законодательные ограничения на участие российских компаний в их госзакупках. В-третьих, госзакупки стоит использовать как инструмент поддержки отечественного производителя.
   Компромисс, которого придерживается Минэкономразвития, сводится к следующему. Вообще никаких ограничений на участие иностранцев в конкурсных торгах быть не должно. Однако, правительство может вводить конкретные ограничения против отдельных стран - но только в качестве ответной меры на недобросовестную конкуренцию со стороны иностранцев. Кроме того, будет запрещен доступ иностранных поставщиков к тем конкурсам, которые производятся в целях закупки товаров и услуг для нужд обороны и национальной безопасности С мая в закон были внесено и ряд других поправок. Первоначально, минимальная сумма госзаказа, размещаемого с помощью конкурсной процедуры была зафиксирована на уровне 60 тысяч рублей. Затем, по предложению Федеральной антимонопольной службы (ФАС) она была повышена до 100 тысяч рублей, в а итоговом тексте она увеличилась до 250 тысяч рублей. Официально, причина этого заключается в том, что организация открытого конкурса - достаточно дорогостоящая процедура, и для самых мелких госзаказов проведение тендеров может оказаться экономически невыгодным.
   ФАС также настоял, чтобы сообщения о проведении конкурсов публиковались не только в СМИ, но и на интернет-сайтах соответствующих государственных органов. Кроме того, ФАС требует, чтобы процедура внесения заявок на конкурсы также была открытой: участники конкурсов должны иметь возможность знакомиться с заявками конкурентов и менять условия своих заявок в режиме реального времени.
   Впрочем, предела совершенству нет: несмотря на внесенные поправки, закон продолжает вызывать критические замечания. Например, Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) направила открытое письмо, в котором жаловалась, что закон практически не регламентирует правила проведения закрытых конкурсов и внеконкурсных закупок. Фактически, эти вопросы остаются в компетенции правительственной бюрократии.
   После того, как закон будет принят, правительству еще предстоит определиться, какие ведомства будут отвечать за его исполнение. В министерстве Германа Грефа считают, что разработка подзаконных актов должна быть оставлена за Минэкономразвития, а контроль за соблюдением закона может быть возложен на Минфин. Однако, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил, что правоустанавливающая функция должна быть передана правительству в целом, а контрольная функция - Федеральной антимонопольной службе. Совершенно очевидно что право регулировать и контролировать конкурсные торги в современной рыночной экономики дает соответствующему госучреждению огромную власть. Поэтому, в аппарате правительства еще будет вестись скрытая борьба за почетную обязанность соблюдать закон.