23.08.2004  $ 100 миллионов на ледокол просит "Росморпорт" у правительства

   В России впервые после развала СССР будет новый ледокол. Тендер на его постройку, объявленный ФГУП "Росморпорт", выиграл Балтийский завод в Санкт-Петербурге. Правда, заказчику только предстоит выпросить у Минфина деньги на постройку судна. Для убедительности транспортники пугают тем, что в 2006 году российские порты в Финском заливе могут оказаться закрыты.
   Все три крупнейших порта России на Балтике - Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга - находятся в замерзающей части Балтийского моря. Именно через них переваливается основная доля минеральных удобрений и угля в Западную Европу. Проводка судов в зимний сезон обеспечивается ледоколами. Напомним, что новых ледоколов в России нет. Атомоход "50 лет Победы", заказанный еще в 1988 году, из-за недостатка финансирования до сих пор строится Балтийским заводом. Его впору переименовывать, поскольку в эксплуатацию судно введут не раньше 60-летия Победы.
   Сейчас портам на Балтике нужнее дизельные ледоколы. Глава "Росморпорта" Николай Негодов заявил в среду, что его предприятию нужны к 2007 году как минимум два таких судна для работы на Балтике. По информации "Известий", деньги на ледоколы "Росморпорт" с помощью Минтранса будет просить у правительства - либо в виде специальной адресной программы для защиты портов Балтики от льдов, либо в виде государственных гарантий под будущие кредиты. Глава Минтранса Игорь Левитин отметил, что если в 2005 году "Росморпорту" не дадут первые 2 млрд. рублей, в 2006 году грузооборот только порта Приморск снизится вдвое из-за простоев в зимний сезон. Отметим, что ранее Минтранс едва выпросил деньги на достройку атомохода "50 лет Победы".
   Любопытно, что, несмотря на отсутствие финансирования, "Росморпорт" уже провел тендер на постройку 2 линейных дизельных ледоколов. Балтийский завод в Санкт-Петербурге выиграл его у финских верфей Aker Finnyards и Kvaerner Masa-Yards, представив проект судна, разработанного ЦКБ "Айсберг". Проект двухпалубного ледокола повышенной маневренности существует пока только на бумаге. Балтийский завод не может показать даже макета. По проекту водоизмещение ледокола длиной 116 метров составит 15.4 тыс. тонн, а в его кормовой части будет расположена площадка для вертолетов Ка-32 или Ка-226. В зависимости от оснащения судно обойдется "Росморпорту" и правительству в $80-100 млн.