11.09.2004  Турция может отказаться от закупки 145 "Черных акул"

   Анкара в последний момент перед визитом Владимира Путина заинтересовалась другим вертолетом - Ми-28Н "Ночной охотник".
   Президента России, который собирается с официальным визитом в Турцию, в Анкаре может ожидать неприятный сюрприз: турецкая сторона, скорее всего, откажется от намечаемой вертолетной сделки с российской стороной. Такое утверждение содержится в сегодняшнем комментарии влиятельной турецкой газеты Radikal. Информированные источники в Минобороны Турции сообщили этому изданию, что ведущие эксперты турецкого ВПК рекомендовали правительству страны воздержаться от подписания с Россией соглашения о закупке 145 боевых вертолетов Ка-50-2 "Эрдоган", созданных в ОАО "Камов" на основе знаменитого Ка-50 "Черная акула".
   Напомним, что еще в 1996 году Анкара объявила тендер на закупку 145 боевых вертолетов. В 2000 году победа в тендере была присуждена американской компании Bell-Textron, производящей боевые машины "Кинг Кобра". Однако двухлетние переговоры Анкары с Bell-Textron завершились провалом, и в 2002 году турецкое правительство приступило к консультациям с российской компанией "Камов", занявшей на тендере второе место. Российский ВПК просит за поставку 145 вертолетов Ка-50-2 "Эрдоган" всего 2,5 млрд долларов, то есть почти в два раза меньше, чем Bell-Textron.
   Однако теперь, согласно газете Radikal, турецкие военные специалисты предлагают начать с Москвой переговоры о возможных поставках в Турцию другого типа боевых машин. Речь идет о новейших вертолетах Ми-28Н, которые являются совместной разработкой Московского вертолетного завода им. Миля и ростовского ОАО "Роствертол", то есть главных конкурентов ОАО "Камов". Скорее всего, возможный отказ турецкой стороны от вертолетов Ка-50-2 может означать, что потребуется проведение нового тендера, в котором вертолету Ми-28Н придется доказывать свое превосходство над боевыми машинами ведущих мировых компаний. В частности, согласно источникам газеты Radikal, в сентябре Минобороны Турции собирается направить письма в американские компании Bell-Textron и Boeing, а также в итальянскую Agusta и франко-немецкий консорциум Eurocopter. Скорее всего, именно эти компании будут приглашены для участия в предстоящем тендере.
   Если информация газеты Radikal соответствует действительности, то речь может идти о серьезной неудаче ОАО "Камов". Напомним, что в августе 2003 года на Международном авиационном космическом салоне МАКС-2003 "Черная акула" проиграла в конкурентной борьбе вертолету Ми-28Н, который в российской армии также называют "Ночным охотником". Тогда победу Ми-28Н эксперты объясняли тем, что на этой машине впервые в практике отечественного вертолетостроения была применена аппаратура синтезированного трехмерного изображения местности. Это, по их мнению, позволяет выполнять полет на низких высотах (от 5 до 15 метров) в режиме автоматического огибания рельефа. Кроме того, на Ми-28Н установлены бортовое радиоэлектронное оборудование пятого поколения, новейшие управляемые ракеты "Атака" (до 16 единиц), ракеты класса "воздух - воздух" типа "Игла", а также новый прицел, позволяющий вести огонь по целям в сложных погодных условиях не только днем, но и в ночное время.
   Проблема, однако, в том, что пока не завершен основной этап государственных испытаний Ми-28Н и продолжается доработка его оборудования. Ожидается, что первые вертолеты этого типа поступят на вооружение российской армии лишь через 2-3 года, а к 2010 году в российской армии будет примерно 50 "Ночных охотников".
   Между тем другая ведущая турецкая газета - Hurriyet сообщает, что Кремль все еще надеется убедить турецкую сторону не отказываться от планов закупки вертолетов Ка-50-2. По данным газеты, министр обороны России Сергей Иванов, который будет сопровождать Владимира Путина в ходе официального визита в Турцию, предложит Анкаре наладить серийное производство Ка-50-2 в Турции. Причем, принимая во внимание осложнение отношений между Турцией и Израилем, Сергей Иванов, как утверждает Hurriyet, даже намерен заявить о намерении России отказаться от услуг израильского ВПК, который поставляет в ОАО "Камов" новейшую авионику для Ка-50-2.
   Напомним, что турецко-израильские отношения резко осложнились после того, как в мае этого года турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Ариэля Шарона в проведении политики "государственного терроризма". Это резкое заявление прозвучало после операции израильских войск по устранению лидера движения "Хамас" шейха Ахмеда Ясина. А в июле этого года Эрдоган неожиданно отказался принять прибывшего в Анкару вице-премьера Израиля Эхуда Ольмерта, заявив, что не намерен прерывать свой отпуск.
   Вот почему, продолжает турецкая газета, Москва решила приостановить свое сотрудничество с израильским ВПК в реализации данного проекта. "Мы поняли невыгодность сотрудничества с Израилем и поэтому решили оснастить вертолеты электроникой отечественных производителей", - эти слова неназванного российского представителя ВПК приводит на своих страницах турецкая Hurriyet.