28.09.2004  Президент РФ ознакомился с планами торговли оружием

   18 сентября в Кремле под председательством Владимира Путина прошло заседание президентской комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами (ВТС).
   На фоне снижения объемов экспортных поставок министры и торговцы оружием представили президенту планы продаж старой военной техники и расширения географии поставок. В свою очередь, главный поставщик российского оружия – госпосредник в области ВТС "Рособоронэкспорт" – для укрепления "вертикали оружейного экспорта" предложил провести акционирование предприятия.
   Нынешний год для российских торговцев оружия складывается неудачно. Если в прошлом году объем экспорта российских вооружений и военной техники составил рекордные $5 млрд, то в этом году крупных поставок не было. Чтобы выправить положение, каждый из трех докладчиков предлагал президенту свои схемы расширения экспорта.
   Министр обороны Сергей Иванов предложил расширить поставки военной техники и вооружений из наличия Министерства обороны. Он отметил, что военное ведомство обладает возможностями и готово продавать через "Рособоронэкспорт" истребители, бомбардировщики, авто- и бронетехнику. Для этого в последние годы уже была опробована схема (например, при поставках в Йемен танков Т-72 и БМП-2Д), при которой основным подрядчиком по контракту с "Рособоронэкспортом" выступал один из танкоремонтных заводов Минобороны, а субподрядчиками – разработчики и изготовители бронетехники. Это позволило Минобороны сразу же получить заработанные валютные средства и приступить к ремонту и модернизации своей техники. А с этим в Минобороны дела обстоят не лучшим образом: так, из 20 тыс. состоящих на вооружении танков половина нуждается в срочном ремонте, а остальные – в модернизации. Кроме того, все новейшие БМП-3, состоящие на вооружении единственного мотострелкового полка в Сибирском военном округе, требуют ремонта. Напомним, что несколько сотен этих машин состоят на вооружении ОАЭ, Кипра и Южной Кореи. Впрочем, эти примеры помимо прочего должны были продемонстрировать и необходимость оставить в подчинении Минобороны ремонтные заводы, а не передавать их в подчинение Федерального агентства по промышленности, чего в августе потребовал премьер Михаил Фрадков.
   В свою очередь, глава Федеральной службы по ВТС Михаил Дмитриев обрисовал перспективы расширения географии экспорта и завоевания Россией новых рынков. Он отметил завершившиеся недавно переговоры с министром обороны Чили, работу по созданию совместным российско-индийским предприятием BrahMos противокорабельной ракеты PJ-10, предназначенной для продажи третьим странам, а также участие истребителя Су-35 в тендере в Бразилии и продажу истребителей МиГ-29 Венесуэле и Судану.
   Последним на комиссии выступил Сергей Чемезов с сообщением о планах реорганизации "Рособоронэкспорта" в акционерное общество с сохранением 100% акций в госсобственности. Господин Чемезов был инициатором акционирования госпосредника в сфере ВТС с момента образования в ноябре 2000 года ФГУП "Рособоронэкспорт". Вторым этапом этого процесса по замыслу руководителей посреднической компании должна стать передача блокирующих пакетов акций военно-промышленных холдингов в управление ОАО "Рособоронэкспорт". Это дало бы госпосреднику право ввести в советы директоров своих представителей и контролировать их внешнеэкономическую деятельность. Однако весной прошлого года проект акционирования госпосредника был отклонен, в ноябре "Рособоронэкспорт" был хозяйственно подчинен комитету РФ по ВТС, а после реорганизации структуры правительства комитет был преобразован в федеральную службу. Но по положению о федеральных службах госпредприятия не могут находиться в их ведении. Этим воспользовался Сергей Чемезов, чтобы вновь вернуться к своей идее акционирования. Однако Михаил Дмитриев, видимо, тоже не отказался от планов хозяйственного руководства "Рособоронэкспортом". В конце августа по распоряжению президента была сформирована комиссия, которая должна урегулировать эти вопросы, оценив достоинства и недостатки акционирования госпосредника. Свои выводы комиссия должна доложить в конце октября. Видимо, поэтому вчера господину Чемезову дали слово лишь для сообщения, а не для полноценного доклада.