29.10.2004  Боевой самолет пятого поколения Россия построит с помощью иностранцев

   Правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам утвердила итоги тендера на разработку боевого самолета пятого поколения. Головным исполнителем заказа на $1,5 миллиарда объявлена компания "Сухой", субподрядчиками станут ОКБ Яковлева и компания "МиГ". Эта программа впервые в истории отечественного ВПК имеет статус открытости - иными словами, помимо этих трех фирм к разработке нового самолета могут быть привлечены и иностранные производители.
   "Основных источников финансирования программы три, - рассказал "Известиям" директор АВПК "Сухой" по связям с общественностью Юрий Черваков. - Это бюджетные средства, поступления от продажи самолетов и привлеченные средства сторонних инвесторов". При этом объемы финансирования по каждому из трех источников не раскрываются. Бюджетные ассигнования на закупку конкретного вида вооружений являются государственной тайной, прогноз объемов продаж - тайной коммерческой, а объем инвестиций стратегических инвесторов пока неизвестен.
   "Степень участия иностранных партнеров будет зависеть от того, чего они сами захотят от этого проекта, - пояснил Юрий Черваков. - Вполне вероятно, что они захотят участвовать в разработке самолета с целью его дальнейшего приобретения. В настоящее время основными покупателями машин "Сухого" являются Индия, Китай, Вьетнам и Эфиопия. В первых двух странах налажен выпуск самолетов по лицензии, речь идет о сотнях машин".
   К работе над самолетом пятого поколения только приступили в США - в минувшем году там был проведен аналогичный тендер, в котором Boeing уступил Lokheed Martin. Последней правительство США и поручило создание самолета F-35. Кроме того, в США идут работы по созданию тяжелого самолета пятого поколения - F-22 Raptor. Европейские производители несколько обогнали и США, и Россию - в настоящее время они, по информации Юрия Червакова, заканчивают испытания Eurofihter - истребителя пятого поколения. Впрочем, представитель "Сухого" не видит в этом отставании никакой трагедии: "Европейская машина будет уступать по целому ряду параметров как нашей машине, так и американской".
   Когда можно будет "вживую" увидеть отечественную машину пятого поколения, пока неизвестно. Неясно и в каком количестве будет изготовлена первая партия самолетов. "В Советском Союзе в установочную партию входило 8-10 машин, - говорит Юрий Черваков. - А, скажем, С-37 "Беркут" (последняя разработка ОКБ "Сухой", машина с крылом обратной стреловидности - оно смотрит к носу) был изготовлен в единственном экземпляре".
   От самолетов четвертого поколения разрабатываемая машина будет отличаться малой заметностью, повышенной скоростью, способностью взлетать и садиться с укороченных полос, высокой степенью компьютеризации, а также способностью вести работу сразу по нескольким целям - как воздушным, так и наземным.
   К слову, в боевых действиях в Чечне "Су" четвертого поколения не применялись. "Это истребители, в отличие от машин пятого поколения они не ведут работу по наземным целям, - пояснил Юрий Черваков. - Потому в Чечне им делать нечего". В воздушных боях Су-27 применялись Эфиопией в войне против Эритреи. "И очень хорошо себя там зарекомендовали", - отметил г-н Черваков. С противной стороны Су-27 противостояли боевые машины, произведенные корпорацией "МиГ". Войну выиграла Эритрея.
   Впрочем, "МиГ", как пояснили в "Сухом", вне всякого сомнения также примет участие в этом проекте - "создать боевой самолет пятого поколения силами одной компании невозможно".