05.11.2004  В ближайшее время за рубеж может быть поставлено до 40 легких самолетов-амфибий Бе-103

   В ближайшее время за рубеж может быть поставлено до 40 легких 5-местных самолетов-амфибий Бе-103. Об этом корр. АРМС-ТАСС на авиасалоне Airshow China-2004 сообщили представители КнААПО.
   По их словам, на КнААПО в этом году запущены в серийное производство 30 самолетов-амфибий Бе-103, причем 10 машин будут готовы уже к концу нынешнего года, и 20 - в 2005 г. Из них пять самолетов предназначены для российского рынка, а остальные - на экспорт. Амфибии комплектуются американским оборудованием с учетом пожеланий заказчиков.
   Сейчас доля гражданских программ в общем объеме производимой КнААПО продукции составляет около 8%. В ближайшей перспективе руководство КнААПО планирует значительно увеличить долю продукции гражданского назначения, последовательно проводя диверсификацию производства. Одной из крупных гражданских программ станет серийное производство Бе-103.
   В прошлом году КнААПО поставило в США три первые самолета Бе-103. За девять месяцев эксплуатации в США лидерный самолет налетал 130 часов, выполнил пятьсот взлетов и посадок, из них триста пятьдесят - с воды. В нынешнем году КнААПО заключило контракт на поставку 20 многоцелевых легких самолетов-амфибий Бе-103 в Китай.
   В настоящее время готовится к подписанию контракт с Болгарией на два Бе-103. В перспективе поставки в эту страну могут составить до десяти самолетов. Продолжается работа с Малайзией - практически завершена предконтрактная работа на поставку туда от трех до пяти машин. В целом же Малайзия планирует приобрести до 10 Бе-103.
   КнААПО готовится также к участию в тендере в Саудовской Аравией на легкий патрульный самолет-амфибию. Здесь заказ может составить до 50 машин. С бразильской фирмой "MSA груп" достигнуто соглашение о намерении поставить в Бразилию девять самолетов-амфибий Бе-103. В ходе выставки FIDAE-2004 в Сантьяго представители фирм Чили, Бразилии и Венесуэлы сделали предварительные заказы на 30 самолетов-амфибий Бе-103. Подписание контрактов ожидается в 2005 г.
   В целом, как сообщили представители КнААПО, сейчас портфель заказов на самолеты Бе-103 составляет около 100 единиц со сроками поставки до 2009 г. Самолетом интересуются заказчики из различных стран. Прежде всего, из государств Юго-Восточной Азии - Индонезии, Филиппин, Малайзии, Сингапура, Китая, Индии, стран арабского мира - Саудовской Аравии, а также из Австралии, США, Канады, Греции, Франции, Израиля и ряда стран Латинской Америки. Стоимость одного Бе-103 составляет около 1 млн дол.
   Предлагаемые на экспорт самолеты оснащены американскими двигателями и оборудованием, что позволяет достаточно просто решать вопрос их эксплуатации в разных странах мира. Для российских заказчиков разработан вариант с отечественной комплектацией.
   Бе-103 разработан в ТАНТК им.Бериева и предназначен для грузо-пассажирских перевозок, патрульной службы, тушения пожаров, а также десантирования оперативных групп. Полезная нагрузка - 385 кг, скорость - 240 км/ч. Самолет продолжают дорабатывать с целью снятия ограничений, имеющихся в сертификате летной годности. Это, по мнению разработчиков Бе-103, повысит шансы самолета при продвижении на мировой рынок. В частности, в начале сентября этого года в ходе работы выставки "Гидроавиасалон-2004" достигнуты договоренности о дальнейшем совершенствовании конструкции самолета-амфибии Бе-103 по итогам его эксплуатации в США. На том же салоне было подписано лицензионное соглашение о производстве модернизированного самолета-амфибии Бе-103 между ТАНТК им.Бериева и КнААПО.
   Помимо сертификата летной годности Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета, самолет имеет сертификат летной годности, выданный Федеральным авиационным агентством США.
   Сейчас ведутся работы по установке на Бе-103 автопилота, что в итоге тоже должно повысить покупательную способность легкого самолета-амфибии. В области малых гидросамолетов конкуренция на мировом рынке очень острая. Однако в этой нише Россия с самолетом-амфибией Бе-103 уже получила международное признание. Более того, по мнению экспертов, в этом секторе Россия постепенно начинает вытеснять своих конкурентов с международного рынка.
   Легкие самолеты-амфибии, предназначенные для перевозки от 3 до 14 пассажиров или грузов массой от 200 кг до 2 т, весьма распространены в мире. По оценкам специалистов, потенциальный мировой рынок для всех типов легких многоцелевых самолетов-амфибий составит в период до 2010 г. 1000-1200 ед.