16.11.2004  При выборе аудитора Центробанка большее значение будет иметь цена услуги

   Национальный банковский совет (НБС) на прошлой неделе утвердил новый порядок проведения конкурса по выбору аудитора Центрального банка. Изменения, на которые пошел НБС, увеличивают шансы на победу в этом престижном тендере российских компаний и создают менее благоприятные условия для «дочек» «большой четверки» аудиторов. В частности, при определении аудитора, который будет заверять отчетность ЦБ по итогам 2004 года, большее значение будет придаваться заявленной стоимости услуги и меньшее - опыту работы с центробанками зарубежных стран.
   Еще три года назад аудитора Банка России назначали депутаты Госдумы в условиях активнейшего лоббизма со стороны аудиторских фирм (по выражению бывшего главы ЦБ Виктора Геращенко, «назначали за деньги»). Однако в 2002 году от этой процедуры было решено отказаться. Согласно новому закону «О Центральном банке» полномочия по утверждению компании, проводящей аудит ЦБ, перешли к НБС. Правда, в тот год только что сформированный совет не успел провести полноценный тендер и просто переназначил аудитором Центробанка компанию «Юникон».
   В прошлом году НБС провел полноценный конкурс, сформировав конкурсную комиссию и утвердив Порядок проведения конкурса по определению аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности Банка России. Претендентов на победу было шесть («дочка» PricewaterhouseCoopers совместно с ФБК, компания «БДО Юникон», «Руфаудит», «Интерком-аудит», «дочки» Deloitte & Touche и Ernst & Young). Победителем стала совместная заявка PricewaterhouseCoopers и ФБК, второе место заняла Deloitte. В этом же году, согласно действовавшему порядку, НБС мог вообще не проводить конкурса, а переназначить прошлогоднего победителя, однако совет, состав которого значительно изменился с прошлого года, решил повторить процедуру. И что самое важное, НБС внес существенные изменения в Порядок проведения конкурса (новая версия этого документа будет официально опубликована в сегодняшнем номере «Вестника Банка России»).
   Общие условия конкурса не изменились - к участию в нем допускаются фирмы, имеющие не менее пяти аттестованных российских банковских аудиторов. При этом среди заявленных компанией специалистов граждане России должны составлять не менее 50%, а если руководителем компании является иностранец, то не менее 75%.
   Компании-претенденты должны представить в комиссию в отдельных конвертах техническое предложение по проведению аудита и информацию о цене аудита (финансовое предложение). Сначала конкурсная комиссия оценивает по 100-балльной системе техническое предложение. Это делается на основе шести критериев: опыт работы с ЦБ и другими финансовыми институтами России, опыт работы с центробанками других стран; квалификация специалистов, методика осуществления аудита, опыт по оказанию других консультационных услуг, которые обычно оказываются зарубежным центробанкам, наличие специалистов, допущенных к гостайне. По итогам этой оценки отбираются не более трех компаний. Затем комиссия оценивает их финансовые предложения (также по 100-балльной шкале, причем самая низкая цена получает 100 баллов), после чего баллы суммируются с учетом специально установленных коэффициентов. Компания, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем.
   Однако если в прошлом году финансовое предложение было менее значимым, чем техническое (их коэффициенты составляли соответственно 0,4 и 0,6), то новый порядок их полностью уравнивает, устанавливая коэффициенты 0,5. Кроме того, изменения коснулись оценки технического предложения. Ранее участники конкурса могли получить до 15 баллов за наличие опыта работы с зарубежными ЦБ, теперь же этот компонент дает не более 10 баллов. Одновременно снизилось значение опыта по оказанию других консультационных услуг, которые обычно предлагаются центробанкам (с 10 до 5 баллов), но гораздо более значимыми стали «оценка методики осуществления аудита, включая его план, срок проведения и области, в которых планируется представить рекомендации по итогам проверки» (25 баллов при прежних 15).
   Член НБС, председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник, участвовавший в разработке нового порядка, сообщил «Времени новостей», что изменения в критериях оценки аудиторов сделали процедуру «технически более совершенной». А член конкурсной комиссии Анатолий Аксаков называет нынешний порядок «более справедливым». По его словам, «прежняя система ставила в проигрышное положение российские компании и давала преимущества компаниям «большой четверки». «Они (российские аудиторы), например, не предоставляют услуги мировым центробанкам, хотя по качеству аудита и условиям могут не уступать международным компаниям», - говорит он. С этой же целью, как отмечает депутат, были изменены коэффициенты значимости цены аудита. Между тем источник "Времени новостей", близкий к НБС, отмечает, что новые условия конкурса в значительной степени ослабляют преимущество одного из его вероятных участников -- нынешнего аудитора ЦБ. "В прошлом году конкуренция между аудиторами была весьма жесткая, и решающим компонентом стал именно опыт по работе с ЦБ других стран, по которому у PwC нет равных", - вспоминает он. Этот критерий во многом определил и то, что второе и третье место заняли соответственно Deloitte и "БДО Юникон". По его оценке, с принятием новых критериев шансы на успех получает именно российская компания, но в любом случае порядок тендера приведет к тому, что "игра на понижение (цены) в этом году будет очень жесткая".
   Заявки на участи в конкурсе НБС принимает до 21 ноября.