23.11.2004 Госзаказ в одном законе Госдума приняла в первом чтении законопроект о закупках для государственных и муниципальных нужд. Этот законопроект готовился, по меньшей мере, два с половиной года. На сегодняшний день наше законодательство о госзакупках не имеет единой системы - ни правовой ни правоприменительной. Отношения по закупкам регламентированы целым рядом федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, содержащих значительное количество противоречивых норм. Новый закон о госзакупках, как считают разработчики, существенно сузит поле для злоупотребления и коррупции в этой сфере, а также систематизирует законодательство. Более того, сфера применения законопроекта распространена на все закупки и поставки продукции, осуществляемые на территории Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Новый законопроект расширяет доступ участников к конкурсам. Во-первых, он обеспечивает доступ к участию в конкурсах и поставках продукции для государственных и муниципальных нужд посреднических организаций при условии выполнения ими определенных квалификационных требований, действующим законодательством это запрещено. Во-вторых, сняты действующие жесткие ограничения на привлечение иностранных поставщиков к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд. Теперь при размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд к товарам (работам, услугам), проходящим с территории иностранного государства и групп государств, применяется национальный режим. Правда, с единственной оговоркой, исключения составляют случаи, когда на территории иностранного государства или групп государств при размещении аналогичных заказов действуют какие-либо запреты или ограничения на товары (услуги, работы), происходящие с территории Российской Федерации. Помимо этого уточнены положения, регулирующие размещение заказов на конкурсной основе, среди которых порядок формирования конкурсной комиссии, требования к содержанию конкурсной документации, разъяснение и изменение конкурсной документации, оценка и сопоставление конкурсных заявок, порядок ведения протокола конкурса. Изменен минимальный срок, устанавливаемый заказчиками для представления конкурсных заявок при проведении открытого конкурса: вместо 45 и более дней такой срок составит не менее 30 дней. Согласно новому законопроекту, предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) заказчика при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд в уполномоченном органе, который будет осуществлять контроль за проведением госзакупок. То есть у поставщиков появится альтернатива - либо обращаться в суд, либо идти в уполномоченный орган, который может снять конфликт, убедить заказчиков изменить требования по процедуре проведения конкурса, а также выдать обязательные для исполнения заказчиками предписания. При этом порядок защиты нарушенных прав не исключает для участника возможности их защиты в судебном порядке. Отметим, что новый закон существенно расширяет сферу проведения открытых конкурсов. Закрытые конкурсы, когда круг участвующих в них организациях существенно сужен, могут проводиться только в тех случаях, когда предмет контракта составляет государственную тайну. При этом новый закон расширяет возможность проведения объединенных конкурсов. |