29.11.2004 Тендер по "России" - "Беспроигрышная лотерея" Через несколько дней конкурсная комиссия по выбору девелопера реконструкции гостиницы «Россия» выберет проект-победитель; с заявлением, как ожидается, выступит Юрий Лужков. Первые итоги конкурса показали всю серьезность мероприятия. Из 22 компаний, выкупивших конкурсную документацию, выполнить условия конкурса и представить проекты смогли лишь четыре. За оставшиеся до принятия окончательного решения дни входящие в комиссию эксперты разных профилей смогут не только выявить все преимущества проекта-победителя, но и посоветоваться с москвичами. Качество всех представленных на конкурс проектов делает тендер «беспроигрышной лотереей»: все концепции учитывают исторический облик Зарядья и Кремля. Члены конкурсной комиссии сразу настроили участников тендера на серьезный лад. Как заявил собравшимся первый заместитель мэра, руководитель стройкомплекса Москвы Владимир Ресин, проект по важности можно сравнить разве что с восстановлением храма Христа Спасителя. «Речь идет не об изолированном проекте, а об одном из этапов превращения столицы в удобный, красивый, привлекательный город, – сказал он. – Здесь затрагиваются такие принципиальные моменты, как восстановление исторического облика, освоение подземного пространства, развитие транспорта, туристического бизнеса, гостиничного комплекса. Определена задача – возродить исторические особенности территорий рядом с Кремлем и Красной площадью. То есть главное сейчас – чертежи и макеты, а не кошельки и монеты». Свои проекты на конкурс представили австрийская компания Bau Holding Strabag AG, ЗАО МОНАБ и ООО «СТ Девелопмент». (Компании «Консайт», также подавшей заявку, не удалось представить комиссии полный набор материалов по проекту, а ее представители даже не присутствовали на заседании. Поэтому можно предположить, что она выпала из конкурсной гонки.) Известно, что Strabag – это крупнейшая европейская строительная компания, МОНАБ – дочерняя строительная компания банковской группы «Еврофинанс», а «СТ Девелопмент» – известная московская девелоперская компания. Все участники привнесли в представленные проекты что-то свое. Но во всех трех случаях качество предложений члены комиссии оценили очень высоко. «Очень высокий класс! – заявил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. – Все предлагают направление историзма, учитывают важность возрождаемых культовых зданий в силуэте города. Москва должна быть Москвой, хотя нас критикуют за отсутствие в центре города сооружений вроде проекта нового здания Мариинского театра в Петербурге». По его словам, все претенденты подошли к делу творчески: по-разному предложили воссоздать Китайгородскую стену (одни – целиком, другие – частично, по типу Домонтова города в Пскове), все нашли нестандартные решения концертного зала, который целиком будет собственностью города. В то же время главный архитектор Москвы предположил, что неизбежно в дальнейшей доводке архитектурного проекта примут участие московские архитекторы. Положительную оценку дали проектам и специалисты других отраслей. «Мне дорого, что теперь здесь будет восстановлена прежняя планировка, старинные церкви, что сюда вернется дух московской старины. Думал, не дождусь этого, – заявил депутат Мосгордумы, председатель думской комиссии по градостроительному регулированию Михаил Москвин-Тарханов. – Рядом с храмом Василия Блаженного не может быть конструктивизма, авангарда, хай-тека. Для этого есть Сити. По-моему, на этом конкурсе идет достойное состязание великолепно подготовленных концепций. Думаю, решение нашей комиссии будет консолидированным, соборным и, следовательно, справедливым». «Нас порадовало, что во всех концепциях есть акцент на археологию, – сказал генеральный директор Центра археологических исследований, академик архитектуры Александр Векслер. – Мы воспряли духом и с нетерпением ждем начала работ. По значимости это место – почти Кремль». Имя победителя станет известно лишь 2 декабря, и итоги конкурса не взялся предсказывать ни один из членов комиссии. Проекты всех конкурсантов довольно похожи, и шансы их на успех пока практически равны. «На конкурс были представлены адекватные проекты, и из них вполне можно выбрать победителя, – заявил по итогам заседания комиссии Александр Кузьмин. – Есть несколько критериев оценки: планировочный, функциональный, экономический. Оценивать, очевидно, придется по суммации показаний». В частности, как подчеркнул Владимир Ресин, чрезвычайно важно при принятии окончательного решения не упустить социальную составляющую проекта – чтобы после закрытия гостиницы не остались без работы тысячи ее сотрудников, которым нужно помочь компенсациями и организацией их профессиональной переподготовки. Стоимость проекта может составить от 500 миллионов до полутора миллиардов евро. Однако, подчеркнул г-н Кузьмин, деньги в проектах – далеко не главное. Тем более что здесь скорее более важен другой показатель – эффективность проекта. «Наша задача – не напортить. Наша задача, как говорится, по крайней мере, в бочку с медом не бросить ложку дегтя, – заявил Владимир Ресин. – И сохранить все лучшее, что было за эти более чем 850 лет в Москве создано». Ему вторит и председатель тендерного комитета Москвы Геннадий Дегтев. По его словам, «критериями отбора будут как раз градостроительная и архитектурная концепции». Судя по высокому качеству проектов, уже сейчас можно с достаточной долей уверенности сказать, что при любом исходе конкурса ни Москва, ни ее жители не останутся в проигрыше. Критерии отбора и состав комиссии гарантируют, что каждый проект будет изучен до мельчайших деталей. При этом качество и количество участников конкурса свидетельствует о том, что курс, взятый правительством Москвы на открытость и квалифицированность конкурсов и общественный характер комиссии, был верен. Готовясь к конкурсу, крупнейшие компании задействовали лучшие интеллектуальные ресурсы. Поэтому результат работы всех трех претендентов не должен пропасть втуне. Не исключено, что победитель конкурса должен будет использовать все самые интересные предложения своих соперников. А это будет означать, что в конкурсе – независимо от имени победителя – выиграют все. |