01.12.2004  В Якутии усилят контроль за госзаказчиками

   26 ноября состоялась заседание коллегии Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия). Открывая заседание, министр Виктор Ефимов озвучил итоги социально-экономического развития республики за 10 месяцев 2004 года. Индекс физических объемов производства составил 113,7%, рост валового производства сельскохозяйственной продукции – 102,3%, рост номинальной заработной платы – 118,1%, темпы инфляции – 108,2%. Отмечается невыполнение контрольных показателей в производстве ликероводочных, макаронных изделий, деревообработке.
   Одним из основных пунктов повестки дня был вопрос о ходе реализации Закона РС(Я) "О закупках и поставках товаров, выполнении работ и услуг для государственных нужд РС(Я)". С докладом выступил заместитель министра Алексей Дьячковский. До 2003 года, то есть до принятия этого закона, нормативно-правовая база по вопросам закупок для государственных нужд была разобщенной, закон стал первым обобщающим, базовым документов в этой сфере. За прошедший год министерством экономического развития проделана большая работа, главной целью которой были обеспечение конкуренции и прозрачности финансовых потоков, направляемых на закупки товаров, услуги и работ для государственных нужд. В этой работе есть значительные достижения – на сегодня ни один рубль из средств республики, предназначенных на эти цели, не уходит без соответствующих тендерных материалов. Однако, есть и недостатки, и проблемы, на которых сосредоточила внимание коллегия Минэкономразвития.
   Одна из главных проблем – непредставление отчетности, которое нельзя оставлять без внимания, поскольку, как известно, именно с этого зачастую начинаются и более серьезные нарушения. По итогам полугодия не отчитались Министерство ЖКХ и энергетики, Министерство промышленности, Министерство строительства и промышленности строительных материалов, Министерство внутренних дел, Госкомитет по торговле и материально-техническим ресурсам. Что касается предоставленной отчетности других государственных заказчиков, она не всегда совпадает с данными статистики. Многие государственные заказчики проходят к проведению конкурсов формально, не обеспечивают открытость тендеров, по настоящему открытыми можно признать лишь 45% проведенных конкурсов. Половина закупок проведена простыми способами – запросом котировок и одного источника, особенно этим увлекаются Министерство культуры и духовного развития и Министерство внутренних дел. Простые способы закупок намного проще в организационном плане, но не соответствуют требованиям закона об открытости. Есть и другие нарушения, которые в той или иной степени допускают практически все госзаказчики: отсутствие публикаций в СМИ, допуск к конкурсу участников без полного объема требуемых документов и т. д.. Среди допускающих серьезные нарушения названы Минсельхоз, Миннауки и Дирекция по строительству автомобильных дорог. Члены коллегии высказались за то, чтобы Минэкономразвития активнее реализовало на практике свои контрольные полномочия, в том числе в части привлечения к ответственности должностных лиц. Контролироваться должны и закупки муниципальных образований, которые они проводят за счет средств трансфертов из республиканского бюджета, то есть за счет средств государства.
   Особой проблемой являются разногласия с прокуратурой. Прокуратура считает, что закон республики противоречит федеральному антимонопольному законодательству, ставя в более выгодное положение местных товаропроизводителей. Кроме того, ставится под сомнение существование республиканской тендерной комиссии в ее нынешнем виде, при этом получается странный замкнутый круг. Прокуратура настаивает, что вопросами закупок для государственных нужд должен заниматься уполномоченный орган Министерства экономического развития и торговли РФ, а в самом федеральном министерстве разъясняют: закупками за счет средств субъекта должен заниматься субъект. Коллегия отметила, что необходимо провести консультации с прокуратурой, которые должны определить выход из этой ситуации, сообщило ЯСИА.