03.12.2004 Федеральное агентство по энергетике направило материалы в Торгово-промышленную палату 7 декабря 2004 года в 15 часов в Малом зале Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по адресу: ул. Ильинка, 6 состоится «круглый стол» по проблеме совершенствования системы материально-технического обеспечения в нефтегазовом комплексе. Планируется рассмотреть следующие вопросы: - Взаимодействие российских поставщиков промышленной продукции с компаниями нефтегазового комплекса; - Конкурентоспособность российского нефтегазового оборудования; - Техническое регулирование в нефтегазовом комплексе; - Рассмотрение инвестиционных программ естественных монополий; - Информационное обеспечение изготовителей оборудования; - Проведение тендеров при закупках промышленной продукции; - Другие актуальные проблемы. Федеральное агентство по энергетике направило в Торгово-промышленную палату аналитическую записку Обеспечение нефтегазового комплекса промышленной продукцией (Аналитическая записка Федерального агентства по энергетике) Нефтяная отрасль является важнейшей составляющей национальной экономики и основным сектором топливно-энергетического комплекса России. От того, насколько успешно функционирует данная отрасль, зависит достижение стратегических целей, направленных на стабильное и экономически эффективное удовлетворение спроса на нефть и нефтепродукты, в том числе на продукцию нефтехимических производств, на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение валютных и налоговых поступлений в бюджет и, что особенно важно, обеспечение политических интересов России в мире. Одним из важных условий эффективного развития нефтяной отрасли является создание благоприятного инвестиционного климата в России для внедрения передовых технологий и технического перевооружения на всех стадиях функционирования отрасли от геологоразведочных работ и добычи нефти до транспортировки нефти и её переработки на НПЗ. Продолжают оставаться и требуют своего решения следующие проблемы: - высокий процент износа основных фондов, который в целом превышает 50%; - спад производства промышленной продукции для нефтегазового комплекса, сопровождающийся существенным ростом доли импорта в объеме закупок техники и оборудования для российских нефтяных компаний; - низкое качество отдельных видов продукции российских машиностроительных заводов; - отсутствие в отечественном машиностроении производства ряда прогрессивных видов продукции (пластинчатых теплообменников, теплообменной аппаратуры для процессов, работающих под высоким давлением, в том числе выпуска длинномерных труб из нержавеющей стали для теплообменной аппаратуры и т.д.); - отсутствие широко развитой рыночной инфраструктуры для реализации нефтегазового оборудования на внутреннем рынке. Общность обсуждаемых проблем, требующих решения, обусловлена практическим отсутствием государственной политики в области стимулирования использования промышленной продукции и услуг отечественных производителей. Так, например, программы модернизации и реконструкции отечественных НПЗ, как правило, ориентированы на поставку технологий, оборудования и материалов по импорту, а также - на использование инжиниринговых услуг инофирм. И это происходит, несмотря на то, что: - стоимость оборудования, изготавливаемого на отечественных предприятиях, составляет при нынешнем соотношении курсов валют около 80% от уровня мировых цен; - стоимость лицензий на использование технологических процессов отечественных НИИ ниже в 2 и более раз; - стоимость проектных работ российских институтов ниже, не менее чем в 4 раза. И на практике в результате, неоправданно велика доля строительства технологических установок по базовым проектам иностранных фирм и компаний, в том числе по тем процессам, которыми владеют российские научно-исследовательские и проектные институты - атмосферная перегонка нефти, вакуумная перегонка мазута, каталитический риформинг бензинов, гидроочистка топлива, каталитический крекинг и другие. Российские нефтяные компании предпочитают заказывать инофирмам даже проектирование объектов по простейшим технологическим процессам. В проектах инофирм доля оборудования и материалов, поставляемых по импорту, составляет 60-70%, а по ряду процессов - до 90%. Западные инжиниринговые фирмы достаточно ограниченно способны использовать возможности отечественных поставщиков нефтезаводского оборудования, так как базовые проекты инофирм, естественно, ориентированы на использование западных технологий. Требует решения и проблема улучшения качества моторных топлив. Она состоит в отсутствии государственной системы экономического стимулирования производства качественных, конкурентоспособных и экологически чистых нефтепродуктов, что негативным образом сказывается на российских потребителях, а также сдерживает развитие экспорта. Особенно тревожное положение сложилось в обеспечении основных процессов отечественной нефтепереработки собственными катализаторами. Западные инжиниринговые фирмы совершенно не заинтересованы в использовании российских катализаторов, даже если они ни в чем не уступают западным аналогам. На сегодняшний день зависимость нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса России от поставок зарубежных катализаторов является достаточно сильной: на импортных катализаторах вырабатывается около (60-70)% автобензинов, (25-30)% авиационного керосина, 40% дизельных топлив, (50-60)% продуктов нефтехимии. Существующие в настоящее время научные-технические разработки и мощности российских катализаторных производств позволяют обеспечивать в необходимых объемах потребности основных процессов нефтеперерабатывающей промышленности России, за исключением микросферических катализаторов для каталитического крекинга, мощности по производству которых должны быть увеличены. Российский рынок катализаторов нуждается в создании госрезерва базовых катализаторов для нефтепереработки и принятии защитных мер с ограничением доступа на рынок импортных катализаторов, особенно для процессов риформинга бензинов и гидроочистки дизельного топлива, которые могут производиться в России в достаточном объеме и имеют показатели, не уступающие импортируемым катализаторам по качеству и цене. Необходимо создание холдинговой структуры с участием государства для проведения единой маркетинговой и научно-технической политики по разработке, производству и использованию отечественных катализаторов. В нефтеперерабатывающей промышленности для обеспечения внутренней потребности России в качественных моторных топливах, смазочных маслах, спецжидкостях и других нефтепродуктах, а также экспорта нефтепродуктов, Энергетической стратегией России на период до 2020 г. предусматривается рост объемов переработки нефти к 2015-2020 гг. до 210-215 млн. тонн в год с одновременным увеличением глубины переработки до 75-80% в 2010 г. и до 85% к 2020 г. Исходя из особой роли нефтеперерабатывающей отрасли в обеспечении обороноспособности страны, Энергетическая стратегия России приоритетное внимание уделяет мерам по стимулированию развития отрасли и задачам государства по регулированию ее деятельности. Основным направлением в развитии нефтепереработки является модернизация и коренная реконструкция действующих НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти и повышению качества нефтепродуктов. Все выше перечисленные задачи необходимо решать в первую очередь с привлечением отечественных организаций. От эффективности решения существующих проблем в нефтяной отрасли в значительной степени зависит успех в реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, в соответствии с которой в нефтяном комплексе планируется увеличение добычи нефти до 445-490 млн.т в год в 2010 году и до 450-520 млн.т. добычи нефти в 2020 году в зависимости от принятого варианта развития экономики страны Решение задач, связанных с увеличением добычи нефти требует применения новых эффективных технологий, специальной техники для добычи нефти и налогового режима, обеспечивающего экономические условия широкомасштабного и рентабельного внедрения новейших технологий по повышению нефтеотдачи. В прогнозируемый период до 2010 года нефтяные компании намечают обновить до 50% физически и морально устаревшего оборудования за счет технического перевооружения и создания новых видов импортозаменяющего оборудования. Намечается разработать новые технологии, обеспечивающие продление сроков службы оборудования и улучшение экологической обстановки. В настоящее время разработаны и осуществляются комплексные программы реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта систем магистральных нефтепроводов и продуктопроводов, направленные на увеличение их пропускной способности и повышение надежности. Важным вопросом развития транспортной структуры страны является необходимость повышения пропускных возможностей морских нефтяных и нефтепродуктовых терминалов России. Прогнозный баланс показывает в обозримом будущем увеличение добычи, переработки и экспорта нефти. Учитывая это обстоятельство, в целях обеспечения стратегических и экономических интересов России, необходимо создавать новые и расширять существующие экономически эффективные экспортные направления транспортировки нефти. Решение актуальных проблем и дальнейшее развитие нефтегазового комплекса существенно зависит от эффективности его взаимодействия со смежными отраслями промышленности: машиностроительного комплекса, металлургической и химической отраслей, строительного комплекса. Реализация этого направления необходима для сокращения объемов строительно- монтажных работ в целях обеспечения прогнозируемого ввода в действие новых и реконструируемых мощностей и других основных производственных фондов. Машиностроительный комплекс России поставляет свою продукцию в первую очередь нефтегазодобывающим, нефтеперерабатывающим и транспортирующим нефть и газ предприятиям и организациям. Одной из важных задач обеспечения технического перевооружения российских нефтегазовых компаний является решение проблемы импортозамещения (производства импортозамещающей продукции и запчастей для импортной техники). В прогнозируемый период до 2010 года нефтяные компании предусматривают обновить, как уже было отмечено до 50% физически и морально устаревшего оборудования за счет технического перевооружения и создания новых видов импортозаменяющего оборудования. В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года потребность отраслей ТЭК к 2020 году в основном должна удовлетворяться за счет российского оборудования. К 2010 году доля импортных машин в объеме закупаемого оборудования составит около 15-20%, а к 2020 году следует ожидать её снижения до 5-10%. При этом прогнозируется, что отечественной промышленностью будет освоено до 95-98% номенклатуры изделий для ТЭК. В свою очередь повышение конкурентоспособности продукции предприятий металлургической промышленности и машиностроительного комплекса приведет к росту спроса на эту продукцию, росту доходов и формированию источников для активизации инновационной деятельности и модернизации производства в нефтегазовом комплексе. По нашему мнению, поддержка отечественной промышленности в лице производителей нефтезаводского оборудования и катализаторов должна начинаться с поддержки использования российских технологий и услуг российских научно-исследовательских, проектно-конструкторских и инжиниринговых организаций нефтяного комплекса. Кроме того, необходима и государственная поддержка производителей нефтезаводского оборудования. Меры государственного воздействия могут осуществляться: - путем регулирования пошлин, имея в виду их повышение на ввоз импортного оборудования и услуг иностранных инжиниринговых компаний; - путем регулирования налогов; имея в виду предоставление налоговых льгот на освоение и использовании новых видов отечественных видов оборудования; - путем осуществления закупок нефтегазового оборудования на основе открытых конкурсах с обязательным участием российских организаций. В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что для повышения надежной работы отраслей ТЭК, увеличения и улучшения качества выпускаемой продукции необходимо в короткие сроки осуществить крупномасштабную модернизацию производственного потенциала ТЭК и обеспечить эффективное взаимодействие нефтегазового и машиностроительного комплексов для успешного решения задач по разработке, производству и внедрению передовой техники и технологий в областях добычи, переработки и транспортировки нефти. |