18.01.2005  Ю. Лужков: стратегическая задача на 2005г. - полный перевод всей хозяйственной деятельности на режим конкурсов и аукционов

   Во вторник, 18 января, на заседании правительства Москвы рассматривался вопрос «О развитии системы организации и проведения конкурсов и аукционов в городе Москве, приоритетах и задачах на 2005год».
   Предваряя обсуждение данного вопроса, мэр Москвы Юрий Лужков заметил, что в стратегических задачах Москвы на 2005г. выделяются три блока. На первом месте – решение социальных проблем, связанных с монетизацией льгот и смежных с этим вопросов. Второе – создание системы «одного окна» - по основным вопросам взаимодействия населения и органов власти. Третья задача – полный перевод всей хозяйственной деятельности в городе на «открытый, прозрачный» режим конкурсов, аукционов и тендеров. Последнее, считает Ю. Лужков, – не только организационная, но и экономическая проблема, что показывает и мировая практика, когда от 10 до 20%. бюджеты различных уровней выигрывают от использования конкурсных механизмов. Система конкурсов, по мнению мэра, должна касаться не только инвестиционных проектов; конкурсные механизмы должны включаться и при закупках лекарственных средств (причем без участия страховых компаний - «вопрос практически криминального плана, они там не нужны»), а также при приобретении расходных материалов для городского хозяйства (механизмов для водопроводной системы, реагентов для уборки улиц), поставках для продовольственного комплекса.
   Выступая с основным докладом по данному вопросу, Геннадий Дегтев, председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерный комитет), сообщил, что с момента создания в феврале 2004г. комитет работал над формированием единого подхода в развитии и объединении системы подготовки и проведения торгов и системы планирования потребностей города в инвестициях, товарах, работах и услугах. По данным Москомстата, только за 9 месяцев 2004г. общая стоимость выставленных на торги лотов составила 102, 3 млрд руб., что на 55 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Экономия бюджетных средств возросла до 7 млрд руб., среднее снижение от стартовой цены составило 7% (в 2003г. – 4,4%). Доля закрытых торгов в количественном показателе сократилась на 10%. По итогам прошлого года в 1, 5 раза возросло количество объявлений о проводимых конкурсах и их результатах в бюллетене «Московские торги».
   Главным недостатком в проводимых конкурсах Г. Дегтев назвал их неэффективную регламентацию, что связано с тем, что существующая нормативная база недостаточно четко определяет «полномочия, порядок горизонтального взаимодействия городских структур при размещении городского заказа и инвестиционных проектов, разграничение полномочий между заказчиками различного уровня исполнительной власти». В конкурсах по инвестиционным проектам, по его мнению, - недостаточное количество коммерчески привлекательных проектов. В качестве примера он привел тот факт, что в прошлом году из 5 инвестиционных конкурсов на строительство гостиничных объектов в конкурсе по 4 лотам приняли участие всего по 2 участника.
   Еще одна проблема, по словам Г. Дегтева, - избыточность критериев определения победителя. Квалификационный отбор, который проводится перед конкурсом, сообщил он, становится главным предметом заботы комитета и тендерного заказчика. Его проведение должно быть установлено отдельной нормой, и в ходе отбора исключены возможности участия в конкурсах недобросовестных поставщиков. Г. Дегтев считает, что целесообразно ввести в городе практику проведения постоянной предварительной квалификации на специфические виды работ, а организации, прошедшие квалификацию, – включить в реестр поставщиков и подрядчиков и считать их допущенными к исполнению работ данной специфики или данного вида закупок. Вся информации о претендентах, исполненных ими работах, невыполненных обязательствах, сообщил руководитель Тендерного комитета, будет накапливаться в реестре деловой репутации поставщиков, подрядчиков, исполнителей горзаказа, который будет открыт для всех госзаказчиков.
   Руководитель Тендерного комитета также считает, что в плане разграничения ответственности и обязанностей непосредственно за его комитетом должно остаться методическое обеспечение организации и проведения конкурсов, организация сбора и обработки, хранения, размещения информации по конкурсам и аукционам, тендерные торги по крупным сделкам общегородского уровня. Остальное, полагает Г. Дегтев, должно быть отдано отраслевым госзаказчикам и префектурам – на второй уровень системы, где госзаказчики выступают самостоятельными организаторами торгов. Вся информация будет аккумулирваться в едином Реестре контрактов и торгов Г. Москвы.
   Приоритетными задачами на 2005г. в плане организации конкурсов и аукционов по городскому госзаказу Г. Дегтев назвал: оптимизацию взаимодействия комплексов городского управления; формирование перечня конкурсных объектов по строительству городских объектов различного функционального назначения; по городскому заказу – разработку стандартов подготовки и проведения конкурсных процедур, типовой конкурсной документации; развитие автоматизированной системы единого Реестра контрактов и торгов. Важным, по его словам, является формирование активной информационной политики в части освещения планируемых и проводимых конкурсов и аукционов, их результатов, отражение в СМИ эффективности торгов. «Бизнес-сообщество должно иметь максимальную информацию о размещении городского заказа и инвестиционного потенциала города», - сказал Г. Дегтев.
   В содокладе по данному вопросу Марина Оглоблина, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы, сообщила, что в 2005 г. на закупки по государственному городскому заказу будет выделено 160 млрд руб. из бюджета столицы.
   Среди нерешенных вопросов организации и проведения конкурсов она назвала проблему формирования стартовой цены (порядок, подходы), где самый проблемный вопрос – стартовые цены по госзакупкам. По мнению М. Оглоблиной, стартовые цены по закупкам надо определять на основе котировок по предложениям не менее чем 10 фирм. Другими проблемными моментами руководитель Департамента экономической политики считает недостаточную проработку технических требований по проектам, а также тот факт, что в городе до сих пор не создан реестр продукции и услуг, закупаемых для нужд города.
   По итогам обсуждения данного вопроса мэр Москвы Юрий Лужков высказал мнение, что предложенный проект постановления можно принять за основу. Решение всех проблем, связанных с организацией конкурсов и торгов, - «задача сверхсложная», отметил он, и в России решается впервые. Вместе с тем, по его мнению, необходимо внести уточнения и новые положения во многие разделы.
   Прежде всего, подчеркнул мэр, сроки организации и проведениия торгов, которые сейчас составляют от 1 до 6 месяцев, слишком растянуты. Ю.Лужков считает, что необходимо ввести «оперативный календарь» выполнения стандартных мероприятий по организации конкурсов в каждой из отраслевых структур городской власти и префектурах.
   В отношении стартовой цены, по его мнению, в целях предотвращения возможности ценового сговора в ходе конкурсов и аукционов, должны быть определены «уровни снижения и повышения».
   Кроме того, считает мэр столицы, необходим жесткий контроль за исполнением контрактов, и в случае неисполнения или каких-либо нарушений условий конкурса к исполнителю должны быть предъявлены материальные претензии, поскольку в этой сфере – «непорядок громадный».
   В отношении формирования конкурсных комиссий он предложил включать в их состав депутатов, представителей прокуратуры, и главное в этой работе, по его мнению, - «подбор кадров, прозрачность и чистота их работы». Закрытые конкурсы, считает мэр, должны проводиться только на объекты и продукцию, связанную с секретами государства и города.
   В интервью ИА Альянс Медиа», на вопрос о том, что необходимо сделать дополнительно, чтобы норма закона г.Москвы о выделении 15% госзаказа малым предприятиям выполнялась, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Е. Егоров сказал, что в этом плане необходимы отдельные конкурсы для малых предприятий. Организация таких конкурсов по городскому заказу, отметил он, может быть осуществлена во сферах городского хозяйства. Е. Егоров не считает возможным включать в условия конкурсов для крупных предприятий выделение доли для малых предприятий, работающих в качестве субподрядчиков. Этот механизм, полагает министр, должен быть реализован через систему субконтрактации, и в этом плане многое зависит от «грамотной работы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, разработанных ею механизмах». «Нам, конечно, придется перестраивать свою работу, и конкурсные механизмы включать в деятельность самой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства», - сказал Е. Егоров.