08.02.2005  В 2005 году РАО ЕЭС России осуществит закупки на общую сумму 330 миллиардов рублей

   10 февраля в РАО ЕЭС России пройдет селекторная конференция с участием заместителя председателя Правления Я. Уринсона и руководителя дирекции конкурсных закупок А. Романова, которая будет посвящена функционированию электронной системы конкурсных закупок энергетической монополии. Как рассказали МС&С в департаменте по связям со СМИ РАО ЕЭС России, система закупок товаров, работ и услуг на конкурсной основе функционирует в компании с 1999 г. Цель ее создания - повышение прозрачности и снижение издержек. Но если ранее закупочная деятельность регламентировалась приказами, то в декабре 2004 г. правление РАО ЕЭС России одобрило систему стандартов закупочной деятельности предприятий холдинга. Принятые документы раскрывают основные положения, термины и определения закупочной деятельности, а также способы и условия выбора процедур закупок на предприятиях холдинга. При этом приоритетным видом организации закупок остается открытый конкурс. Кроме того, стандарты определяют систему управления и описывают процедуры контроля над организацией закупочной деятельности.
   Изменения позволяют сделать более контролируемыми и прозрачными процессы расходования денежных средств, обеспечить рыночную обоснованность затратных составляющих тарифов на продукцию предприятий холдинга, а также внедрить единый закупочный стандарт, который унаследуют реформированные предприятия. Внедрение этой системы в РАО ЕЭС России способствует снижению издержек, повышает прозрачность, а значит и инвестиционную привлекательность компании, одним словом, повышает эффективность работы.
   То есть принятие стандартов - результат дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы закупочной деятельности. «В 2003 г. объем товарной продукции холдинга составил около 670 млрд руб. Для ее производства было приобретено топлива, материалов, оборудования, работ, услуг и т.д. на сумму около 323 млрд руб. (с НДС). Таким образом, стоимость закупок сопоставима с половиной общей стоимости товарной продукции холдинга, и эта величина сохраняется примерно постоянной за все последние годы. Доля средств на закупки, расходуемых на конкурсной основе, устойчиво возрастает все последние годы», - отмечается в официальных сообщениях монополии. По предварительным данным, общий объем закупок предприятиями холдинга РАО ЕЭС России в 2004 г. составил 326 млрд руб. Из них 69% закупок было проведено на конкурентной основе, в том числе 43% - на конкурсах (годом ранее, в 2003 г., этот показатель составлял около 18%). В 2005 г. предприятия холдинга планируют осуществить закупки на общую сумму 330 млрд руб.
   Одним из важнейших направлений развития системы конкурсных закупок в РАО ЕЭС России признано широкое применение систем электронной коммерции. С 2001 г. функционирует система информационной поддержки конкурсных торгов TZS Elektra, а в октябре 2002 г. начала работу электронная торговая площадка - информационно-аналитическая и торгово-операционная система «Рынок продукции, услуг и технологий для электроэнергетики - В2В-Energo». B2B-energo предоставляет широкие функциональные возможности по информационному обеспечению, маркетингу и организации различных видов электронных закупок в режиме on-line, имеет хорошую динамику и перспективы развития, TZS-Elektra - по проведению конкурентных закупок с использованием системы информационной поддержки торгов.
   Таким образом, B2B-energo предлагает заказчику технологический инструмент организации закупок, а TZS-Elektra является организатором торгов по поручению заказчика. «В основу работы В2В-Energo положены лучшие российские и зарубежные разработки, отражающие новейшие тенденции в области электронных технологий по научной организации систем межфирменной торговли в сети интернет на принципах business-to-business, - прокомментировал это ноу-хау энергетического рынка представитель департамента по связям со СМИ РАО ЕЭС России Д. Белозеров. - По состоянию на 20 января 2005 г. на площадке В2В-Energo работают более 2,5 тыс. предприятий и организаций, в том числе более 2,4 тыс. российских участников, 65 участников из стран СНГ и 16 - из стран дальнего зарубежья. Всего в системе представлены предприятия и организации из 22 стран. Среди них - АО-энерго, АО-электростанции, другие предприятия холдинга РАО ЕЭС России (заказчики); заводы - изготовители энергетического оборудования, запасных частей и других материально-технических ресурсов, применяемых в энергетике; организации, занимающиеся монтажом и ремонтом энергооборудования, предприятия научно-проектного комплекса энергетики». Надо отметить, что успешный опыт осуществления закупок на электронных торговых площадках позволил принять решение об осуществлении с 2005 г. не менее 50% конкурентных закупок товаров, работ и услуг предприятиями холдинга именно с использованием систем электронной коммерции. При этом переход на систему электронной торговли позволил снизить расходы на организацию закупок на 50%, а цену продукции и услуг - на 5-30%.
   Проведение тендеров стало одной из самых существенных статей программы сокращения издержек на предприятиях РАО ЕЭС: за 2003 г., скажем, экономия превысила 3 млрд руб. Внедрение конкурсных процедур в сферу закупок приводит не только к ценовой экономии, но и к повышению эффективности закупок, позволяя лучше удовлетворять нужды заказчика (получение продукции с более привлекательными потребительскими свойствами за ту же цену, получение альтернативных предложений и т.д.). Именно поэтому в энергетической монополии вплотную занимаются подготовкой кадров по конкурсным закупкам на специализированных курсах. При организации конкурсных закупок снижается также вероятность коррупции. То есть внедрение стимулирующих конкуренцию механизмов способно давать ощутимый эффект.