05.03.2005  Современные технологии помогут малому бизнесу получить госзаказ

   В пятницу, 4 марта, в ТПП РФ состоялся круглый стол на тему "Электронные торги: опыт, проблемы, перспективы". В заседании приняли участие представители администраций субъектов РФ из Москвы, Новосибирской области, республики Татарстан, представители общественных организаций, крупных компаний, которые используют в своей практике систему электронных торгов.
   Открывая встречу, председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов, в частности, заметил, что круглый стол посвящен "одному из больных вопросов отношения власти и бизнеса – вопросам госзакупок и их правильной организации". "Система госзакупок официально регулируется документом недавно, первый указ президента РФ вышел в 1997 году", - заметил он. По словам А.Борисова, в 2003 году было произведено 832,5 тысячи закупок для государственных нужд, и только 17,8% были осуществлены на конкурсной основе. Из них в закрытом режиме - 10%, в открытом - 7%. По мнению А. Борисова, изменить эту ситуацию, т.е. сделать систему госзаказа прозрачной, возможно при использовании современных технологий, поэтому на заседание круглого стола и были приглашены заинтересованные участники.
   Вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин в своем выступлении отметил, что тема госзаказа обсуждается постоянно в ТПП РФ. В 1999 году появился Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", но сегодня он неимоверно устарел. По словам С.Катырина, в законе о господдержке малого бизнеса 15% госзаказа закреплено за МП, но эта норма не только на государственном уровне, но и на уровне любого субъекта федерации, муниципального образования не выполняется. С.Катырин считает, что малый бизнес удаётся привлечь к госзаказам, в частности, там, где пытаются организовать в электронном виде торги. Например, Тверская ТПП стала первым организатором таких торгов, и в результате оказалось, что экономия средств по некоторым позициям составила до 70%. Кроме того, заметил С.Катырин, большая часть госзаказа стала распределяться в области, и серьезная его часть приходится на местные предприятия малого бизнеса. "Это подчеркивает важность развития системы распределения госзаказа в электронном виде, так как, в первую очередь, это может и должно коснуться малого бизнеса, которому по-другому сложно пробиться к госзаказам", - подчеркнул он.
   Об опыте Минэкономразвития России в области создания системы государственных закупок с применением средств электронной торговли рассказала заместитель начальника отдела новой экономики министерства Наталья Скороварова. Она сообщила, что эта работа ведется с 2002 года в рамках реализации программы "Электронная Россия". "В процессе реализации оказалось, что не все так просто. И причина не в технологических проблемах, они давно решены", - сказала она. По словам Н.Скороваровой, главная причина в том, что развитие технологий всегда опережает нормативно-регуляторную базу. Сейчас отсутствует необходимое нормативно-правовое регулирование возможности совершения сделок в электронной форме, также не определен статус электронного документа, не работает закон об электронно-цифровой подписи, не развернута инфраструктура удостоверяющих центров. Н.Скороварова заметила, что понимание всех проблем и определило подход МЭРТ к дальнейшему развитию этого направления. "Это поэтапный, пошаговый подход. Мы не замахиваемся на создание системы в целом, на осуществление сделок в электронной форме. Необходимо постепенное движение вперед", - подчеркнула она. Н.Скороварова также заметила, что в рамках программы "Электронной Россия" создается единая система госзакупок, "но это не одна большая система, а совокупность различных подсистем, реализованных на одинаковых стандартах и на одних правилах". По её словам, сейчас МЭРТ уделяет большое внимание обеспечению информационной открытости государственных закупок: необходим единый информационный ресурс, который бы консолидировал информацию о всех проходящих госзакупках. Одно только обеспечение централизованной публикации о госзакупках и возможности сопоставимости этих сведений даёт значительный эффект. Все это возможно делать и в рамках действующего законодательства, заметила она.
   Директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Владимир Быков, подводя итоги заседания заметил, что уже существующим системам электронной торговли в региональных администрациях, у крупных компаний не мешает отсутствие законодательной базы, регулирующих сферу электронной торговли, но они могли бы работать намного эффективнее при её наличии. Поэтому в проекте решения круглого стола участники заседания попросили особо отметить необходимость обращения ТПП РФ в Государственную думу с предложением ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов "Об электронной торговле» и "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и учесть мнение ТПП РФ по данным законопроектам.