15.03.2005 Председатель Тендерного комитета Москвы: принимаемый закон о госзакупках должен быть хорошо выверенным В понедельник, 14 марта, в рамках форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2005» прошла конференция «Государственный заказ: состояние, проблемы и перспективны», выступил Геннадий Дегтев, председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов. По его словам, размещение госзаказа на конкурсной основе – это единственный способ сделать использование бюджетных средств прозрачным, эффективным и открытым для общества. «Москва накопила значительный опыт по организации конкурсных торгов и руководство города хорошо понимает проблемы и трудности, с которыми приходится сталкиваться при их практическом использовании», - сказал он. Касаясь нового законопроекта о госзаказе, прошедшего первое чтение в Госдуме, Г. Дегтев подчеркнул, что новый закон должен стать более гибким, упростить усложненные конкурсные процедуры, сократить их продолжительность. В связи с этим, по его мнению, в законопроекте необходимо уточнить некоторые положения. Прежде всего, считает Г. Дегтев, закон должен допускать, что внеконкурсные процедуры возможны в том случае, когда затраты на проведение конкурсных торгов сопоставимы с экономией, получаемой при их проведении. Закон, подчеркнул он, также должен повысить значение предварительной квалификации, чтобы к конкурсу допускались претенденты, которые поставляют продукцию высокого качества, а также должен сделать процесс определения победителя торгов по-настоящему прозрачным и открытым, решения же конкурсной комиссии должны приниматься только на основе критериев, оговоренных в конкурсной документации. Среди недоработок закона Г. Дегтев назвал отсутствие в перечне конкурсной документации информации об обеспечении заявки, в связи с чем в конкурсах могут принять участие те, кто не планирует всерьез принимать в не участие; кроме того, ими также могут предлагаться демпинговые цены, что приведет к получению заказа компаниями, которые не в состоянии его качественно выполнить. Кроме того, по его словам, ст. 26 законопроекта, по существу, делает возможным проведение конкурсных торгов при единственном участнике, что противоречит мировой и отечественной практике проведения торгов, реальным становится установление конкурсных условий под «своего» претендента. Также, считает председатель Тендерного комитета Москвы, в законе нужно сохранить положение, что ограничением при проведении запроса котировок должно служить не 200 тыс. руб., как в новом законопроекте (ст.38), а 2,5 тыс. МРОТ, как записано в действующем законе. В новом законе, полагает Г. Дегтев, должно быть сохранено положение о преференциях местным производителям (что соответствует мировой практике), поскольку их отсутствие затруднит решение социальных проблем региона. Он не согласен с предложенной в законопроекте численностью конкурсной комиссии - не менее 3 человек, что существенно может осложнить проведение конкурсов. Существенной недоработкой закона председатель Тендерного комитета считает также то, что ст. 2 предусматривает правовое регулирование госзакупок только федеральными нормативными актами, что противоречит Бюджетному кодексу. Однако, по его словам, на это есть простой ответ: поскольку данный закон выведен в область гражданско-правовых отношений, регулируемых ст. 71 Конституции РФ, то нельзя оставлять такие права и у правительства РФ. «Принимаемый закон должен быть хорошо выверенным, и мы понимаем, как много может зависеть от положений закона, в какой степени он может повлиять на экономику страны и регионов, насколько он может быть социально значим», - заключил Г. Дегтев. |