20.03.2005 Тендерный комитет Москвы против отмены преференций местным производителям В законе "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" необходимо сохранить положение о возможности преференций местным производителям. Об этом на форуме-выставке "Государственный заказ" заявил председатель Тендерного комитета Москвы Геннадий Дегтев. По его словам, данное положение присутствует в нормативно-правовых актах многих регионов России (в том числе и Москвы, где московским производителям предоставляется преференция 10%), и это целесообразно. Как напомнил Г.Детгев, одной из главных задач администрации любого региона является решение социальных проблем, в том числе обеспечение занятости населения, развитие конкурентоспособных отраслей промышленности. Отмена же преференций местным производителям, которую предлагает МЭРТ РФ, затруднит решение этих задач, подчеркнул глава Тендерного комитета. Кроме того, предусмотренное в проекте закона регулирование государственных закупок только федеральными нормативно-правовыми актами противоречит Бюджетному кодексу РФ, ограничивая права субъектов России, подчеркнул он. По словам Г.Дегтева, закон о закупках для государственных нужд чрезвычайно важен для развития экономики страны и имеет большое социальное значение. Поэтому при принятии закона во втором чтении необходимо учитывать все недостатки и просчеты закона о конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд. В числе недостатков этого закона Г.Дегтев назвал ограничение конкуренции. Вместе с тем в нынешнем виде закон также нуждается в значительных поправках. Так, в представленном проекте закона отсутствует механизм обеспечения заявки, что может привести к участию в конкурсе компаний, реально в нем не заинтересованных, или к предложению демпинговых цен. Кроме того, ст.26 закона, по сути, делает возможным проведение конкурсных торгов при единственном участнике – а это противоречит как отечественной, так и международной практике, становится реальной возможность ужесточения конкурсных условий под «своего» претендента. Необоснованным является намерение ввести в качестве ограничения при проведении запроса котировок сумму в 250 тыс. руб. – гораздо целесообразнее сохранить существовавшие ранее 2500 МРОТ, указал глава Тендерного комитета. Он также отметил, что проект федерального закона не устанавливает исчерпывающего регулирования отношений по размещению государственных и муниципальных заказов и содержит большое количество отсылочных норм, согласно которым значительная часть отношений по размещению заказов подлежит урегулированию актами правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. К числу отношений, которые не урегулированы в достаточной степени, относятся такие важнейшие, как проведение закрытых конкурсов и размещение заказа у единственного поставщика. Отдавая нормотворчество по этим ключевым вопросам на усмотрение органам исполнительной власти, проект не предусматривает даже возможности урегулирования их актами высшей юридической силы субъектов Российской Федерации. Принцип прозрачности размещения государственных заказов, закрепленный в статье 1 проекта, не находит последовательного отражения в остальных статьях проекта. Напомним, Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" 12 ноября 2004г. Целью законопроекта является обеспечение единого экономического пространства при размещении заказов, эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств, совершенствование деятельности органов госвласти и местного самоуправления в сфере размещения заказов. В документе введено четкое разделение на конкурсные и внеконкурсные способы закупок, изменен минимальный срок, устанавливаемый заказчиками для представления конкурсных заявок при проведении открытого конкурса: вместо 45 и более дней такой срок составит не менее 30 дней. Кроме того, предлагается снять действующие жесткие ограничения на привлечение иностранных поставщиков к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд. Законопроект также предусматривает возможности досудебного обжалования действий организатора конкурса, сужает право проведения закрытого конкурса (закрытый конкурс, согласно законопроекту, может проводиться исключительно в тех случаях, когда предмет заказа является гостайной). Как ранее сообщал заместитель главы Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов, ко второму чтению в законопроект будет внесено более двухсот поправок. |