30.03.2005  Власти Грузии выставили на конкурс лицензию на сотовую связь третьего поколения (3G)

   Главный претендент на нее пока — гонконгская компания Hutchison 3G. Впрочем, российские GSM-операторы тоже не исключают, что могут поучаствовать в тендере.
   Национальная комиссия по коммуникациям Грузии (НКК) объявила на днях тендер по продаже лицензии, позволяющей оказывать услуги сотовой связи на частотах 1900 и 2100 МГц. Именно в этом диапазоне работают сети третьего поколения (3G) на базе стандарта UMTS. Заявки на участие в тендере будут приниматься до 25 мая 2005 г., а итоги будут подведены 5 августа. Стартовая цена лицензии — 8,5 млн лари (около $4,6 млн). Компания-победитель должна будет запустить сеть в течение года, а в течение трех последующих лет — обеспечить покрытие всей территории Грузии.
   По словам главного специалиста по регулированию телекоммуникаций и почтовой связи НКК Давида Кутателадзе, тендер был объявлен после того, как заявку на эти частоты подала гонконгская компания Hutchison 3G. Получив ее, НКК была обязана выставить частоты на конкурс. Других заявок на участие в тендере в НКК не поступало, говорит Кутателадзе.
   По мнению аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского, интерес Hutchison к грузинскому рынку 3G-услуг вполне логичен, ведь именно эта компания была пионером открытия сетей UMTS в Европе. Сейчас Hutchison 3G владеет сетями третьего поколения в Великобритании, Швеции, Италии, Дании, Австрии, Ирландии, Норвегии. “Грузия — не самый лучший рынок, он очень маленький, зато Hutchison может получить точку присутствия в странах СНГ”, — рассуждает Погребинский. Если победитель тендера выполнит все лицензионные условия, то Грузия имеет шанс стать первой страной СНГ, где появится сотовая связь третьего поколения, добавляет аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Связаться с Hutchison вчера не удалось.
   Однако поучаствовать в тендере могут и российские операторы. Все три компании “большой тройки” уже тестировали возможности UMTS в опытных зонах. По словам директора по связям с общественностью “МегаФона” Андрея Климова, его компания высоко оценивает свою готовность к запуску сетей 3G, поэтому будет внимательно изучать грузинскую тендерную документацию. “Нам интересны все рынки стран СНГ, в том числе и Грузия”, — отмечает пресс-секретарь “ВымпелКома” Юлия Остроухова.
   “Если это лицензия на UMTS, а не на CDMA-2000, то мы будем участвовать в конкурсе. Раз уж нам в России не дают строить сеть 3G, так хоть в Грузии построим”, — говорит гендиректор поволжского сотового оператора СМАРТС Геннадий Кирюшин.
   Крупнейшего российского сотового оператора — МТС грузинский тендер, похоже, не заинтересовал. “Внедрением технологий третьего поколения на зарубежных рынках мы займемся лишь после того, как определится бизнес-модель для 3G в России”, — говорит директор МТС по связям с общественностью Павел Нефедов. По его словам, сейчас в странах СНГ отнюдь не исчерпан потенциал GSM и наша географическая экспансия в ближайшее время будет связана именно с этим стандартом. Директор по общественным связям “Скай Линка” Ольга Пестерева также утверждает, что пока компанию интересует построение сети CDMA-450 только в России.
   Аналитики сомневаются, что российские операторы “большой тройки” соблазнятся грузинской лицензией 3G. “Их стратегия пока не предусматривает такого шага, и, скорее всего, они будут готовы к запуску сетей UMTS только через год-полтора”, — считает Погребинский из ACM-Consulting.
   “Чисто теоретически российские игроки могут заинтересоваться этой лицензией как возможностью выйти на грузинский рынок. Однако вряд ли услуги 3G получат широкое распространение в Грузии, так как они достаточно дороги”, — полагает аналитик “Ренессанс Капитала” Ольга Жилинская. С ней соглашается аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. “Скорее всего, наши игроки не будут участвовать в этом тендере. Это экономически необоснованно: строительство сети 3G — это достаточно дорого, а отдача от нее в Грузии будет невелика”, — считает она.