03.06.2005 Горьковский автозавод (ГАЗ) рассчитывает к 2010 году увеличить экспорт автомобилей вдвое и поставлять за рубеж до 100 000 машин в год В этом году ГАЗ планирует экспортировать 50 800 автомобилей, а к 2010 г. — до 100 000 штук в год, сообщил “Ведомостям” Александр Ливадченко, гендиректор торгового дома “Русские машины” (сбытовая структура ГАЗа). Наиболее перспективными рынками Ливадченко называет Турцию, ЮАР, Ирак, Иран, Афганистан, Европу, а также некоторые страны СНГ. В основном на экспорт будут поставляться бортовые и пассажирские “ГАЗели”. И только в Ирак — “Волги”. В этом году в Турцию планируется поставить около 7500 автомобилей, сообщил заместитель гендиректора “Русских машин” Сергей Шунин. По его мнению, ГАЗ может продавать в Турции до 20 000 автомобилей в год. А летом этого года автозавод надеется выиграть тендер правительства ЮАР на поставку 30 000 микроавтобусов, добавил Ливадченко. По его словам, в течение пяти лет поставки в эту страну могут достичь 80 000 автомобилей с правым рулем. В этом году ГАЗ планирует поставить около 11 500 машин в Ирак, 2500-3000 — в ЮАР, 2000-2500 машин в Восточную Европу и около 1000 в Афганистан, сказал Ливадченко. В странах СНГ автозавод будет наращивать поставки в Узбекистане (план по продажам на этот год — 1500-2000 автомобилей) и Таджикистане (500 автомобилей и строительство автоцентра). К 2010 г. доля экспорта в общем объеме продаж ГАЗа составит 30-40%, из которых половина будет поставляться в страны СНГ, а половина — в страны дальнего зарубежья, рассчитывает Ливадченко. По данным Шунина, сейчас лишь 23% экспорта — это поставки в страны дальнего зарубежья, а доля экспорта в общем объеме продаж ГАЗа составляет 22%. ГАЗ сделал ставку на экспорт, так как в развивающихся странах ощущается дефицит недорогих машин, говорит руководитель пресс-службы ГАЗа Олег Гамов. Он признает, что рентабельность от реализации автомобилей за границей на 30-40% ниже, чем на внутреннем рынке. Но завод решает стратегическую задачу — закрепиться на других рынках. “В каждой стране мы рассчитываем занять не менее 3-4%”, — добавляет Ливадченко. Затраты на экспортную программу со стороны ГАЗа — это лишь обучение персонала для обслуживания автомобилей “ГАЗ”. “В каждой стране совместно с партнерами будут создаваться дилерские центры и фирменные станции техобслуживания, обучаться персонал”, — уточнил Шунин. Участники рынка и эксперты считают, что за счет экспорта ГАЗ может подстраховаться на случай снижения продаж автомобилей в России. Сейчас продажи “Волг” падают, а “ГАЗелей” — остаются на прежнем уровне, отмечает нижегородский дилер ГАЗа, просивший не упоминать его имени. Чтобы не снижать объемы производства, автозавод и ищет новые рынки, пояснил он. Другой нижегородский дилер говорит, что за последние два месяца продажи автомобилей ГАЗа выросли, но лишь после того, как он снизил наценку на автомобили “ГАЗ” на 1-1,5% в сравнении с прошлым годом. Аналитик UFG Елена Сахнова называет планы ГАЗа верными. Так как продажи автомобилей ГАЗа в России не растут, говорит она, нужно выходить на другие рынки. Спрос на “Волги” в России уже падает, а на среднетоннажные грузовики и микроавтобусы стабилен, но с тенденцией к снижению, поясняет Сахнова. Она считает, что российские автомобили востребованы в развивающихся странах и странах Ближнего Востока. А помешать планам ГАЗа удвоить экспорт может введение пошлин. “Например, Турция сейчас активно развивает собственное производство западных моделей автомобилей”, — отмечает она. |