08.06.2005 Функционирование системы госзакупок несовершенно 9 июня 2005 года заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А.В.Шаронов выступит на заседании Правительства Российской Федерации с докладом «О мерах повышения эффективности закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд». В материалах МЭРТ, подготовленных к докладу и опубликованных пресс-службой министерства, указывается, что объем государственных закупок как на федеральном, так и на региональном уровнях составляет около 30% соответствующего годового бюджета. По данным Росстата за 2004 год, объем государственных закупок в целом по Российской Федерации составил 786,5 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных источников финансирования – 369,5 млрд. рублей. По сравнению с 2003 годом объем закупок в 2004 году в денежном выражении вырос на 27,9%, а с 2002 по 2003 – на 32%. «В этой связи вопросы эффективного планирования, формирования и осуществления государственных закупок занимают одно из важнейших мест в государственном управлении», - подчеркивается в документе. Однако, как указывают специалисты МЭРТ, в связи с отсутствием единообразия нормативного регулирования, нерешенностью ряда организационных вопросов и отсутствием достаточного количества квалифицированных специалистов функционирование конкурсной системы размещения госзаказа на федеральном уровне пока не совершенно, что не позволяет добиться ее максимальной эффективности. «Нарушения государственными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса, не только снижают эффективность государственных закупок, но и зачастую дискредитируют саму конкурсную систему размещения государственных заказов. Об этом свидетельствует тенденция снижения доверия участников рынка к конкурсной системе размещения государственного заказа, наблюдающаяся в последние годы», - отмечается в материалах. Нечеткое регламентирование законодательства позволяет недобросовестным заказчикам и организаторам проводить конкурсы с запланированным результатом. Снижение интереса субъектов бизнеса к участию в конкурсах видно из показателей участия поставщиков в открытых конкурсах, так на основании статистических данных по главным распорядителям средств федерального бюджета среднее количество поставщиков в одном конкурсе снизилось с 4,2 в 2003 году, до 3,1 в 2004 году. Поэтому, как поясняется в докладе, для повышения эффективности проводимых конкурсов и функционирования системы государственных закупок необходимо скорейшее принятие проекта нового федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В настоящее время ведется работа по подготовке проекта закона ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которое планируется на июнь 2005 г. В проект закона по сравнению с версией, принятой в первом чтении, предложено немало существенных поправок и дополнений. Так, дополнен раздел, регулирующий вопросы ведения реестра закупок. В перечень видов закупок добавлена аукционная форма размещения государственного заказа. До принятия закона отложен ряд подготовленных Минэкономразвития России и в основном согласованных проектов постановлений Правительства Российской Федерации, в частности, таких, как «О порядке взаимодействия государственных заказчиков при проведении объединенных конкурсов» и о заключении долгосрочных контрактов, поскольку указанные постановления должны соответствовать требованиям положений нового закона. Проект нормативного документа о заключении долгосрочных контрактов вместе с тем требует увязки с механизмом среднесрочного бюджетного планирования, поэтому Минфином России предложено отложить рассмотрение указанного проекта закона до внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс. В материалах подчеркнуто, что Минэкономразвития России уже сейчас проводит работу по совершенствованию процедур проведения конкурсов В целях оказания помощи заказчикам при подготовке и проведению ими конкурсов Минэкономразвития России разработаны и проходят апробацию типовые пакеты конкурсной документации по товарам, работам, услугам. В дальнейшем планируется разработать специализированную типовую конкурсную документацию по видам товаров (например, закупка горюче-смазочных материалов, продуктов питания, лекарственных средств) и услуг (аудиторские услуги, страхование, охрана и прочее). Кроме того, Минэкономразвития России намерено осуществить разработку типовых стандартов и положений, регламентирующих организацию и проведение государственных закупок в органах исполнительной власти (положение о конкурсной комиссии, регламент проведения конкурса, положение о подразделении по закупкам и т.п.). Однако, подчеркивается в докладе, реализация предусматриваемых мер по повышению эффективности государственных закупок не будет полноценной без повышения ответственности должностных лиц за неэффективное расходование бюджетных средств и стимулирования за своевременное, точное и эффективное выполнение задач по размещению государственного заказа. В части повышения ответственности должностных лиц необходимо внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Поэтому вместе с проектом федерального закона о госзакупках рабочей группой депутатов Госдумы подготовлен законопроект о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности для должностных лиц за нарушения законодательства о размещении госзаказа. В том числе предусмотрена возможность наложения административного штрафа в повышенном размере, то есть до 200 МРОТ. В целях оптимизации использования бюджетных средств и повышения эффективности государственных закупок, развития конкуренции и прозрачности при размещении государственного заказа Минэкономразвития России предлагает: 1. Поручить федеральным органам исполнительной власти и иным главным распорядителям средств федерального бюджета формировать годовые планы-графики проведения открытых конкурсов и ежеквартально публиковать их с обновлениями на собственных сайтах в сети Интернет. 2. Создать «Единый федеральный реестр государственных закупок и контрактов». Разработать и в установленном порядке утвердить соответствующее положение о ведении реестра. Обеспечить автоматизированное ведение указанного реестра. 3. Разработать и в установленном порядке утвердить положение о едином федеральном информационном сетевом электронном ресурсе «Портал государственных закупок», ведении и наполнении информацией о федеральных государственных закупках указанного ресурса. 4. Рассмотреть вопрос о возможности создания специализированного органа по государственным торгам. 5. Установить, что при размещении государственного заказа на стандартизированные товары основным критерием для определения победителя является минимальная цена. Остальные условия конкурсной документации являются обязательными для выполнения участниками конкурса и учитываются при квалификации участников торгов. 6. Разработать методические указания по составлению технических требований и спецификаций на различные группы товаров и виды работ (услуг), а также типовые формы представления указанных данных. 7. Разработать методику по учету и организовать учет экономии бюджетных средств, получаемой при проведении конкурсов по размещению государственного заказа, с ежеквартальным представлением информации в Минэкономразвития России по утвержденной форме. Разработать предложения по использованию полученной экономии бюджетных средств. 8. Подготовить совместно с Минфином России методические указания о механизме привлечения и оплаты услуг государственными заказчиками сторонних организаций и лиц для выполнения части функций по организации и проведению государственных закупок. 9. Обязать государственных заказчиков представлять прогнозы объемов государственных закупок на последующий год, сопровождаемые расчетами экономического обоснования. |