10.06.2005  Госзакупки - пример того, что дорогая реформа все равно дешевле, чем ее отсутствие

   Проблему эффективности госзакупок в России решить будет дорого. Для этого требуется пересмотр самих основ госуправления. Но это хороший пример того, что даже дорогая реформа все равно дешевле, чем ее отсутствие.
   Эффективность госзакупок и связанные с этим коррупция и злоупотребления — больной вопрос для многих стран. США, например, занимают первое место в рейтинге “Барометр коррупции” Transparency International — т. е. американцы менее других склонны давать взятки. Россия в большинстве коррупционных рейтингов традиционно оказывается внизу списков. При том что объем госзакупок постоянно растет и в 2005 г. достигнет 1 трлн руб. (включая военные), уровень коррупции в системе, по наблюдениям директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, неуклонно растет.
   Косвенно это подтверждают и официальные данные аппарата правительства: если в 2004 г. на тендерах выбрали 65% поставщиков, то в I квартале 2005 г. — всего 39%. Неудивительно, что в 2004 г., по оценке Минэкономразвития, тендеры сэкономили лишь 4,4% выделенных на закупки средств.
   Подчиненные Германа Грефа предлагают решить проблему неэффективности, создав единый орган по госзакупкам. Он должен будет собирать заявки министерств и ведомств в единый реестр закупок, составлять план тендеров на год вперед и проводить их. При этом сумма, начиная с которой закупки пойдут через этот орган, пока не определена.
   Почти наверняка идею ждет трудная судьба — против нее аппарат правительства, Минфин, Минздрав и Минобороны. Список весьма показателен, учитывая особенности поставок льготных лекарств и уровень прозрачности гособоронзаказа.
   Но единый закупочный орган — это лишь административная мера, и эффект от нее, по оценкам экспертов, будет ограничен. Легче будет получить информацию о закупках, станет больше участников тендеров. Но проблему предрешенности результатов конкурсов это не снимет. Ведь сохранится коррупционный базис: огромный разрыв между зарплатами госчиновников и суммами распределяемых средств, а также отсутствие привязки оплаты труда госслужащих к результатам их работы.
   Переход к финансированию министерств и ведомств по результатам деятельности отложен на неопределенный срок. А нужно не просто привязать к результатам министерства, а протянуть эту нить к каждому конкретному чиновнику. Уже сегодня для этого есть условия — зарплата госслужащих в министерствах не так уж мала и состоит из двух неравных частей: небольшого оклада и разных надбавок, которые гораздо больше. Вторую-то часть можно и нужно привязывать к результатам деятельности.
   Разработка критериев оценки работы министерств — это сложная и дорогая задача. Но чиновники, и это уже очевидно, не могут реформировать сами себя. Возможно, стоит привлечь к ее решению международные консалтинговые компании, пусть это и будет стоить дорого.
   Ведь получается, что даже если реформа будет вдвое дороже, но позволит среди прочего экономить в год только на госзакупках 10% средств, то она уже с лихвой окупит себя.