23.06.2005 Схему строительства Восточного нефтепровода утвердят в июле До конца июля нынешнего года Правительство России на специальном заседании должно утвердить схему строительства нового нефтепровода "Восточная Сибирь–Тихий океан" (ВСТО), который, как ожидается, придаст мощный импульс развитию нефтяных и газовых месторождений Восточной и Западной Сибири. Первая очередь нефтепровода протяженностью 2350 километров от города Тайшет в Иркутской области до поселка Сковородино в Амурской должна быть сдана в первом квартале 2008г. Как подчеркивают чиновники Минэкономразвития и руководители компании "Транснефть", прокладка нефтепровода ВСТО станет уникальным проектом – и по протяженности (4400 км), и по климатическим условиям, в которых предстоит ее осуществлять. Как сообщил глава компании "Стройнефть" Михаил Полонский, более 20% трассы нефтепровода пройдет по территории сибирских болот, еще 60% – в скальных и полускальных грунтах в условиях вечной мерзлоты. Около 110-ти километров трассы пройдет в Бурятии на высоте от 500 до 1500 метров, а на протяжении более чем 200 километров под "трубой" будет тянуться территория с регулярной сейсмической активностью более 9 баллов. На всем протяжении ВСТО пересечет более 1000 естественных преград, в том числе 741 водный объект, 107 автодорог и 7 железнодорожных путей. Однако предстоящие трудности не пугают строителей - по словам руководства "Стройнефти", от подрядных строительных организаций и заводов-изготовителей труб уже нет отбоя. Огромный интерес проект вызвал и у иностранных инвесторов. Желание финансировать первый этап строительства, который оценен в $6,5 млрд., уже высказал целый ряд европейских, американских, японских и китайских инвестиционных компаний и банков. "Объем уже предложенных средств значительно превышает потребности нашей компании в инвестициях.", – сообщил первый вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Руководство этой компании намерено до конца текущего года провести тендер, в котором смогут участвовать все заинтересованные кредитные организации. Однако прежде, чем привлекать заемные средства, "Транснефти" предстоит получить одобрение своего проекта в Правительстве России. Дело в том, что один раз компании уже пришлось его корректировать: начальная стоимость первой сметы проекта составила $16 млрд., и чиновники попросили ее снизить. В итоге был проложен более "дешевый" путь нефтепровода стоимостью $11,5 млрд., однако против него выступили экологи из Приморского края, утверждающие, что прокладывать трубу всего в 80-ти метрах от побережья озера Байкал недопустимо. "Да мы обеспокоены проблемой экологичности наших проектов больше, чем "Гринпис", – сообщил Сергей Григорьев. – И наши проекты сегодня гарантируют для природы абсолютную безопасность. После того, как один профессор-эколог осмотрел разработанные нами объекты в порту Приморск, он из противника превратился в нашего сторонника". Впрочем, в "Транснефти" признают, что окончательный выбор маршрута прокладки нефтяной "нитки" по-прежнему зависит от Правительства, специальное заседание которого должно состояться в июле. После завершения первого этапа строительства нефтепровода ВСТО на участке Тайшет - Сковородино поставки нефти еще на 1000 километров до бухты Перевозная в Приморском крае будут осуществляться по железной дороге. Планируемый объем поставок составит 30 млн.тонн в год. На данный момент, по словам руководства "Транснефти", мощности ОАО "РЖД" практически готовы к этому объему. Для поддержки нефтяных перевозок ОАО "РЖД" необходимо лишь приобрести около 50 дополнительных наливных цистерн, а также реконструировать небольшие одноколейные железнодорожные участки в Приамурье и Приморском крае. При этом Минэкономразвития еще окончательно не определило, в каких пропорциях нефть будет поставляться по ВСТО в Китай и Японию. Этот вопрос будет решен после утверждения проекта строительства нефтепровода "Восточная Сибирь–Тихий океан" по результатам переговоров российского, китайского и японского внешнеполитических ведомств. |