29.06.2005 В новом законе о госзаказе МЭРТ рассматривает возможность применения "разделенного заказа определенного размера" Во вторник, 28 июня, в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему "Оценка механизмов закупки товаров и услуг для государственных нужд с точки зрения рационального расходования средств федерального бюджета". С основным докладом по этой теме выступил начальник Департамента контроля расходов на обеспечение национальной обороны аппарата Счетной палаты РФ Александр Ноздрачев, который рассказал о проблемах совершенствования механизмов закупки товаров (работ и услуг) для нужд Минобороны РФ. Он сообщил, что ежегодно Министерство обороны расходует до 30% средств бюджета средств на закупку товаров для своих нужд, "и использование этих средств по–прежнему неэффективно", наблюдается неконтролируемый рост цен на продукцию военного назначения, снижается её качество. По его словам, во многом это связано с пробелами в действующем законодательстве, издержками в организации закупок, позволяющие недобросовестным руководителям госструктур неправильно проводить конкурсы. Рассматриваемая на круглом столе тема, считает он, относится к проблемам организации и проведения конкурсов, ценообразования, совершенствования структуры заказывающих органов, контроля за соблюдением законности и эффективности расходования бюджетных средств. Конкурсная система отбора поставщиков, как показывает мировой опыт в рыночных условиях, является наиболее эффективным инструментом оптимизации расходов на закупки большинства видов продукции для госнужд, подчеркнул он. В то же время, по словам А.Ноздрачева, контрольные мероприятия, проведенные Счетной палатой РФ, выявили значительные недостатки в организации и проведении конкурсов как на уровне главных и центральных управлений Минобороны РФ, так и в войсках и на флотах, где закупки отдельных видов продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляется без проведения конкурсов. Счетной палатой только в 2001-2004 гг. выявлено таких нарушений на сумму более 1 млрд 800 млн рублей. В ряде случаев допускалось осуществление закупок продукции у отдельных поставщиков как у единственных источников на основании разрешения МЭРТ, принятых в нарушение указов Президента РФ и Минобороны: разрешалось разместить гособоронзаказ на поставку продовольствия ведомственными сельхозпредприятиями в 2002 году на сумму 1,5 млрд рублей, хотя нет никаких оснований считать указанные предприятия единственными поставщиками обладающими единственными правами в отношении продовольствия. А.Ноздрачев заметил, что при этом сельхозпредприятия Минобороны, не пройдя конкурсного отбора, в ряде случаев поставляли на продовольственное обеспечение вооруженных сил продукцию, частично закупленную у посторонних физических и юридических лиц, фактически не являясь производителями этой продукции. Данные предприятия нарушали условия контрактации, ценообразования, что приводило к различным рода нарушениям и злоупотреблениям в использовании госсредств на сумму более 100 млн рублей, подчеркнул он. А.Ноздрачев также сообщил, что победителями конкурсов на поставку продукции в ряде случаев являлись недобросовестные поставщики, не выполнявшие своих обязательств по поставке продукции. К примеру, только Северному флоту Дальневосточного военного округа такими поставщиками не было поставлено более 1 тысячи тонн продовольствия, при этом им не были предъявлены иски за нарушение условий поставок. По словам А.Ноздрачева, проведенная в 2004 году проверка использования госсредств на ремонт вооружений, военной техники в 2002-2003 году и эффективности работы ремонтных предприятий свидетельствуют, что, несмотря на соответствующее представление Счетной палаты в адрес Министерства обороны, практика внеконкурсного размещения заказов на ремонт и вооружение военной техникой на предприятиях министерства сохраняется. Он также сообщил, что установленные законодательством РФ конкурсная система размещения заказа, предусматривающая привлечение как можно большего количества поставщиков для создания конкурсной среды не в полной мере обеспечивалась из-за несоблюдения государственными заказчиками сроков публикаций информации о проведении конкурса. При обсуждении доклада Счетной палаты, представители Министерства Обороны, МВД, говоря о недостатках в проведении конкурсов, ссылались на межведомственные разногласия, несовершенство конкурсной процедуры, отсутствие регламентов, в частности, стандартов ценообразования продукции. Больше всего замечаний и предложений было высказано в адрес законодательного обеспечения системы государственных закупок. Начальник отдела госзакупок Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭРТ Лариса Некрасова в своем выступлении рассказала, что в настоящее время министерство рассматривает поправки в закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который прошел первое чтение в Госдуме. Отмечая необходимость принятия нового закона, Л.Некрасова объяснила, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, все контракты (государственные или муниципальные) должны заключаться на конкурсной основе, соответственно, процедура конкурса должна быть регламентирована законодательно. Действующий федеральный закон от 1999 года применяется исключительно для заказчиков в лице федеральных органов исполнительной власти, т.е. туда не попадают прямые держатели больших средств федерального бюджета, не являющиеся федеральными органами, например, Счетная палата, Управление делами президента или Большой театр – прямой получатель госредств. "Закон не полновесен, кроме того, он предусматривает исключительно конкурсную процедуру, хотя понятно, что есть более легкие и простейшие механизмы запроса котировок, но они не регламентированы", - подчеркнула Л.Некрасова. По её словам, на уровне субъектов РФ действуют свои процедуры предоставления городского и муниципального заказа, поэтому необходимо принятие нового закона с единой процедурой на всех уровнях власти. Она также сообщила о том, что после принятия аконопроекта все городские законы, все местные нормы будут отменены". В интервью ИА "Альянс Медиа" Л.Некрасова сообщила, что в законопроекте предусмотрены преференции для малого бизнеса, и уточнила, что "поскольку закон пока не вынесен ко второму чтению, у нас рассматривается два аспекта поддержки малого предпринимательства". По её словам, не принято окончательное решение по установлению в законе нормы по предоставлению 15% от объема госзаказа предприятиям малого бизнеса. "Такая норма существует и сегодня (в действующем законе), заказчики обязаны её предусматривать, но они этого не делают", - подчеркнула Л.Некрасова. Она заметила, что если эту норму повторить в новом ФЗ, то она так и останется не работающей, поэтому в МЭРТ рассматривается другой вариант решения данной проблемы, который предусматривает "возможность разделенного заказа определенного размера". Л.Некрасова объяснила, что МЭРТ предлагает при размещении заказа объемом до 2 млн рублей, от 10 до 30% этой суммы в обязательном порядке предоставлять предприятиям малого бизнеса, но на сумму не более 500 тысяч рублей. На вопрос о том, будут ли проводится госзакупки в электронной форме, Л.Некрасова ответила, что такая процедура предусмотрена. В частности, это касается публикаций о начале конкурсов и аукционов, информации на официальном сайте конкурсной документации, регламента аукционов. "Мы предлагаем создать портал, где можно будет использовать документацию поставок на федеральном уровне, где будут ссылки на порталы субъектов РФ, которыми могут воспользоваться муниципальные образования", - сказала она. По словам Л.Некрасовой, в дальнейшем предусматривается электронная форма самих торгов, как конкурсных, так и аукционных. В интервью ИА "Альянс Медиа" руководитель аппарата комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой Сергей Параскевич заметил, что тема, которая обсуждалась на круглом столе, волнует всех, - заказчиков и поставщиков, МЭРТ, СФ, другие органы исполнительной и законодательной власти. "Все понимают, что сложная ситуация в системе госзакупок сложилась, прежде всего, из-за отсутствия нормальной нормативной базы, особенно подзаконных актов", - сказал он. По словам С.Параскевича, нормативные документы должны четко регламентировать порядок ведения реестра, проведения конкурсов, - "все должно быть расписано". Он заметил, что в настоящем законодательстве это носит больше рекомендательный характер, четких рамок нет, поэтому круглый стол и был посвящен оценке механизмов и услуг для государственных нужд. С.Параскевич сообщил, что замечания представителей комитетов и комиссий СФ по поводу законодательного обеспечения системы госзакупок внесены в рекомендации круглого стола. В частности, это касается положений по поддержке отечественного производителя, сохранения действующих ограничений для иностранных производителей и их посредников, работающих на территории РФ. |