06.07.2005  Вводится четкий механизм доступа малого бизнеса к госзаказу

   В среду, 6 июля, Госдума РФ рассмотрела во втором чтении проект федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Докладчиком по данному вопросу был председатель Комитета ГД РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. Он сообщил, что в первом чтении ГД РФ приняла данный законопроект 12 ноября прошедшего года. М.Шаккум отметил, что всего по данному законопроекту в возглавляемый им комитет поступило 233 поправки, из них комитет рекомендует к принятию 78, к отклонению – 155. С учетом замечаний правового управления ГД РФ и поступивших поправок комитет существенно доработал данный законопроект, при этом его концепция не изменилась.
   По словам М.Шаккума, одна из основных целей документа – установление единого порядка размещения госзаказа как для государственных, так и для муниципальных нужд. Из-за несовершенства применяемых механизмов госзакупок государство по-прежнему несет финансовые потери, отметил он.
   В связи с этим законопроект предлагает ряд новаций. В частности, в нем вводятся такие процедуры размещения государственного заказа, как аукцион и размещение заказа на товарных биржах. Законопроектом устанавливаются четкие правила размещения госзаказа для целей оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в документе прописан исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа, исчерпывающий перечень оснований недопущения участника к размещению заказа.
   Как отметил М.Шаккум, законопроект направлен на обеспечение доступности и открытости информации, связанной с размещением госзаказа. Документом предусматривается, что такая информация должна публиковаться не только в печатных изданиях, но и в обязательном порядке размещаться на официальных сайтах по госзакупкам. В законопроекте предусматриваются широкие возможности обмена информацией о размещении заказов в электронной форме, а также проведение аукциона в электронной форме. Кроме того, отметил он, законопроектом устанавливается порядок ведения реестра госзакупок, вводится реестр недобросовестных поставщиков.
   Председатель Комитета ГД РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям сообщил, что законопроектом вводится "четкий механизм размещения заказов на субъектах малого предпринимательства, причем такое размещение допускается только на основании проведения торгов между этими предприятиями".
   Особенностям участия субъектов малого предпринимательства в распределении госзаказа посвящена ст.15 данного законопроекта. В ней отмечается, что государственные заказчики обязаны, а муниципальные вправе размещать у субъектов малого предпринимательства 15% от общего объема поставок товаров, выполнения работ оказания услуг по перечню, установленному Правительством РФ. В данной статье прописано, что размещение госзаказа у малых предприятий осуществляется путем проведения торгов между субъектами малого предпринимательства.
   По итогам обсуждения законопроект был принят во втором чтении.