01.09.2005  Организация госзакупок в столице поставлена хорошо

   В четверг, в рамках XI Московской промышленной выставки-ярмарки по инициативе Комитета по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерный комитет), Департамента науки и промышленной политики Москвы состоялась конференция «Городской заказ. Проблемы и пути решения». Для участия в обсуждении вопросов государственных закупок для муниципальных нужд были приглашены руководители организаций государственных заказчиков столицы, представители МЭРТ, общественных организаций, предприниматели, участники промышленной выставки-ярмарки.
   Открывая конференцию, заместитель председателя Тендерного комитета Москвы Сергей Зайцев заметил, что тема размещения городского заказа сейчас особенно актуальна, так как с 1 января 2006 года вступает в силу новый ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Он сообщил о некоторых итогах работы московской системы государственных торгов за полтора года, т.е. с момента создания Тендерного комитета. По его словам, если в 2003 г. в городе проводилось около 3 тысяч конкурсов, в 2004 г. - 7 тысяч, то только за первое полугодии 2005 г. - 5,5 тысяч. В 2002-2003 гг. стоимость лотов, выставленных на конкурс, в среднем составляла 65-66 млрд рублей, в 2004 г - 131 млрд рублей, в 2005 г. – 103 млрд рублей, к концу года планируется, что она составит 160 млрд рублей. В РФ стоимость лотов, выставленных на конкурсы в 1 полугодии 2005 г., - 420 млрд рублей.
   Относительная экономия бюджетных средств в 2003 году составила 4,4%, в 2004 г. – около 5%, в первом полугодии 2005 г. - 13% (около 13 млрд рублей). Он также сообщил, что доля стоимости конкурсных процедур в Москве составляет 98% от всего объема размещенного государственного заказа. По РФ доля стоимости конкурсных процедур составляет 65%.
   По словам С.Зайцева, Тендерным комитетом была проведена большая работа по разработке нормативной базы и создания единых нормативных документов для государственных заказчиков в г.Москве – типовая конкурсная документация, типовое извещение о конкурсах и т.д. Кроме того, создан Реестр конкурсов и торгов города, начал работать официальный сайт Тендерного комитета. «Непосредственно комитетом г.Москвы по организации конкурсов и аукционов в первом полугодии 2005 г. проведено 260 больших конкурсов, при количестве лотов - свыше 3 тысяч. Сумма размещенного госзаказа составила свыше 50 млрд рублей, экономия по этим конкурсам составила около 7,5% (около 4 млрд рублей)», - подчеркнул С.Зайцев.
   С экспертной оценкой нового закона о государственных закупках выступил советник мэра Москвы Кемер Норкин. В своем докладе «Дальнейшие резервы повышения эффективности исполнения государственного заказа» он отметил, что «принятие законов и правил, создание системы госзакупок является важным шагом повышения эффективности, но это далеко не весь путь, который нужно пройти». По мнению советника мэра Москвы, после принятия нового закона коррупция не уменьшится - «взятки будут больше, но это вовсе не значит, что закон плох». «Новый закон соответствует мировым стандартам, но он должен действовать в рамках другого экономико-правового окружения. Тогда закон не будет создавать трудности при размещении госзаказа, а будет реально влиять на повышение эффективности», - подчеркнул он.
   По словам К.Норкина, главный недостаток системы госзакупок (установленной законом) - в отсутствии ответственности исполнителей (заказчиков и поставщиков). «В законе есть механизм квалификационного отбора, но не прописана ответственность лиц, принимающих решения в области городских (государственных) закупок», - сказал он. По мнению К.Норкина, необходимо провести серьезную работу по созданию условий для эффективного действия этого закона. Проведение конкурсов и аукционов – это всего одна часть технологической цепочки по определению городских расходов, подчеркнул он.
   В частности, по словам К.Норкина, система госзакупок не предусматривает распределение функций по осуществлению контроля между общественным и частным сектором, конкуренцию при распределении этих функций, в ней почти не рассматриваются вопросы по обеспечению «эффективного использования приобретенного», снижения издержек при проведении самой процедуры конкурсов и аукционов.
   Поэтому, по его словам, необходимо создать открытую систему или орган независимой оценки, т.е. орган общественного контроля, имеющий доступ ко всем заключенным контрактам (в Москве, в РФ), также доступ к информации о контрактах должны иметь все другие заинтересованные лица. Кроме того, в течение года работники этой системы должны проводить мониторинг цен на рынке для независимой оценки системы качества закупок. По мнению К.Норкина, прежде, чем открыть обществу информацию о государственных закупках (контрактах), необходимо определить и документально утвердить критерии принятия решений при распределении госзаказа. Каждый конкурент, который считает, что его обманули, его товар несправедливо не куплен, должен иметь возможность доказать это документально, - считает он.
   «Если каждая платежка, которая городским заказчиком оплачена по городскому (государственному) заказу, будет доступна для внешнего контроля, независимая комиссия на начальной стадии сможет разбирать претензии конкурентов, можно снизить издержки на закупки более чем на 80%. Тогда этот правильный закон заработает», - подчеркнул советник мэра.
   Он также заметил, что ежегодные доклады о качестве городских закупок независимого органа (или системы общественного контроля) - это и есть резерв для непрерывного совершенствования системы государственных закупок.
   Заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения г.Москвы Александр Белов рассказал о том, что 4% бюджетных средств департамента распределяется на конкурсной основе. «В смете департамента на 2006 г. - 42 млрд рублей. Из них – 96% будут расходоваться на социальные выплаты льготным категориям граждан (около 4 млн москвичей)», - сказал он. Из остальных 2,2 млрд рублей - 1,6 млрд руб. будут размещены Тендерным комитетом, 600 млн руб. - на основании решения конкурсной межведомственной комиссии. А.Белов сообщил, что из предусмотренных расходов - более 500 млн руб. пойдет на закупку продуктов питания для лиц, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты; 325 млн руб. – на закупку спецавтотраспорта для инвалидов ВОВ (в этом году в соответствии с решением правительства Москвы будут закупаться автомобили ОКА); 200 млн рублей - на закупку санаторно-курортных путевок для льготных категорий, около 120 млн рублей – на обеспечение горячего питания для одиноких пенсионеров и инвалидов, которые обслуживаются в центрах социального обслуживания.
   «Все расходы департамента осуществляются на открытых конкурсах. Мы разрабатываем конкурсную документацию и предоставляем её в Тендерный комитет. Информация обо всех конкурсах публикуется в бюллетене «Московские торги», - подчеркнул А.Белов. Он сообщил о том, что в сентябре-октябре будет опубликована информация о 24 конкурсах на 2006 год.
   О новациях и нововведениях нового закона ФЗ №94 «О размещении заказов на закупку товаров», который был принят Госдумой 21 июля 2005 г., рассказал заместитель начальника отдела государственных закупок МЭРТ Павел Тихомиров. Он сообщил о том, что первая версия закона была разработана в 2002 году, в 2003г. в него вносились правки, в 2004 г. он был впервые внесен в Госдуму и принят в первом чтении. «Во втором и третьем чтениях закон был существенно переработан с учетом замечаний субъектов РФ и предложений федеральных органов исполнительной власти», - заметил он. По словам П.Тихомирова, основная направленность закона – «ужесточение процедур и усиление контроля за процедурами». Он заметил, что в законе установлены жесткие критерии, по которым должны выбираться победители, и сообщил, что на конкурсные закупки из госбюджета выделяется в 2005 г. порядка 700-800 млрд рублей, в 2006г - 1 трлн рублей.
   По словам П.Тихомирова, организация конкурсной системы в столице, в том числе на уровне управ и префектур, поставлена хорошо. Но, тем не менее, новым законом устанавливаются единообразие процедур, и он будет распространяться на все три уровня исполнительной власти. Для унификации процедур будут выпущены типовые пакеты конкурсной документации.
   П.Тихомиров также рассказал, что в законе предусмотрен Реестр недобросовестных поставщиков, который будет вестись в каждом субъекте РФ, на федеральном уровне и в муниципалитете. Поставщики, нарушившие свои обязательства при выполнении государственных контрактов, например, отказавшись от подписания контрактов после победы в конкурсе, будут занесены в этот реестр и в течение двух лет не смогут участвовать в конкурсах. «Порядок ведения этого реестра, использования его данных, будет установлен правительством, так же как и другие нормативные документы, которые должны выйти в развитие этого закона», - сказал П.Тихомиров. Он сообщил о том, что в законе ряд новаций. Например, в нем предусмотрена закупка товаров на бирже, «но поскольку товарные биржи совсем не развиты, - это далекая перспектива». По словам П.Тихомирова, в законе также прописаны условия проведения контроля госзакупок. «У контрольного органа появляются ощутимые и серьезные полномочия, начиная от отстранения конкретных лиц в конкурсной комиссии от проведения конкурса до возбуждения уголовного дела и предписания об отмене конкурса и пересмотре результатов», - пояснил он.
   После выступления представителя МЭРТ А.Зайцев задал ему интересующие Тендерный комитет г.Москвы вопросы. В частности, когда будет утвержден перечень продукции, закупаемый исключительно на аукционах, закупаемый у субъектов малого предпринимательства и др.
   П.Тихомиров ответил, что необходимые нормативные акты планируется выпустить в декабре-январе. «Процедуры принятия нормативных актов требуют согласования со многими федеральными органами, поэтому мы обращаемся за помощью о содействии в разработке перечня продукции, закупаемой у субъектов малого предпринимательства, к городским структурам Москвы, так как это регион с большим количеством малых предприятий. А также к региональным некоммерческим организациям – МАП, РСПП для того, чтобы нам помогли в создании такого перечня и предельного уровня цен», - сказал он.
   В завершение конференции выступила замглавы АМСУ г. Владикавказа Нина Чиплакова. Она поблагодарила правительство Москвы за оказание помощи жителям республики. «Опыт взаимодействия с Москвой для нас чрезвычайно важен. В 1999 году был подписан первый протокол договора о сотрудничестве между Москвой и Северной Осетией (Республика Алания). В 2001 год в регионе проходили Дни Москвы, которые помнит каждый житель Владикавказа и всей республики. Тогда же были подписаны великолепные соглашения с Москвой в области развития инвестиционных проектов, инновационных технологий», - сказала Н.Чиплакова. По её словам, на Московской промышленной выставке- ярмарке в этом году представлено 37 предприятий республики, которые хотели бы продолжить сотрудничество с Москвой, МО, с другими регионами РФ. «У нас тоже есть толковые предприятия – малые и крупные, которые с удовольствием будут участвовать в конкурсных торгах не только в своих регионах, но и в Москве и области», - сказала замглавы местной администрации г.Владикавказа.
   В завершение С.Зайцев подчеркнул, что одной из целей принятия нового закона является создание единого экономического пространства в РФ. По его словам, сейчас в Москве действует норма, которая предоставляет преференции московским производителям, но после вступления в силу нового федерального закона, она будет неправомочна. «Мы в своей практике этой нормой почти не пользовались, поэтому участвовать в конкурсе субъектам РФ и сейчас не сложно», - сказал С.Зайцев и пригласил предприятия республики к участию в конкурсе на размещение городского заказа.