29.09.2005  Москва: до 1 января 2006г. будет разработан порядок размещения горзаказа на малых предприятиях

   В среду в Информационном центре правительства Москвы состоялась пресс-конференция председателя Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов Геннадия Дегтева на тему: «Размещение городского заказа в связи с изменениями федерального законодательства».
   Он рассказал журналистам о том, какие изменения произойдут в системе городского заказа в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступает в силу с 1 января 2006 года, а также об итогах работы Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерного комитета) в период с 2003 по 2005 гг.
   Как сообщил Г.Дегтев, количество конкурсов, проведенных по размещению городского заказа на поставки товаров, работ и услуг в первом полугодии 2005 года по сравнению с 2003г. увеличилось в 3,3 раза (с 2927 до 5636). По его словам, городскими конкурсными комиссиями за 1 полугодие 2005 г. по подрядным торгам проведено более 188 конкурсов, общая стартовая стоимость лотов на которых превысила 50 млрд рублей, при этом экономия бюджетных средств составила более 4 млрд рублей или 7,56% от стартовой стоимости. Кроме того, было проведено 72 конкурса (более 3 тысяч лотов) по закупке товаров и услуг, общая сумма закупок составила 4452,77 млн рублей (средневзвешенное конкурсное снижение – 7,42%, экономия бюджетных средств - 330,3 млн рублей) при общих затратах на содержание комитета - 44,4 млн рублей в год.
   Только за 1-е полугодие 2005 года, как заявил Г.Дегтев, общая стоимость лотов, выставленных городом, достигла 105 млрд рублей, тогда как эта цифра по бюджетам всех субъектов РФ составила 332 млрд рублей. В целом по Российской Федерации суммарная стоимость лотов, выставленных на тендеры (с учетом федерального бюджета), составила 487 млрд рублей. В процентном соотношении московский показатель составляет 22% от цифры общефедерального значения и 32% от суммы лотов всех субъектов федерации, отметил Г.Дегтев.
   Председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов отметил, что происходит ежегодное уменьшение доли внеконкурсных закупок в системе городского заказа. Так, если в 2003 году их число составляло 50%, в 2004 – 26%, то по предварительным оценкам, в 2005 году оно составит около 5%, а в 2006 году – не более 2%. Г.Дегтев подчеркнул, что закрытыми останутся лишь заказы, связанные с государственной тайной, все остальные закупки для городских нужд Москвы планируется сделать в виде открытых конкурсов и аукционов.
   Как сообщил Г.Дегтев, в настоящее время вопросы, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, регулируются нормами различных федеральных законов. Однако с вступлением в силу ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» потребуется приведение в соответствие нормативно-правовой базы города Москвы. Привести в ее соответствие, по его словам, необходимо до конца текущего года.
   Новый федеральный закон, как сообщил Г.Дегтев, устанавливает единый порядок размещения госзаказов; принципиально меняет порядок работы и ответственность заказчиков за способы, достоверность и условия заключения госконтрактов; уточняет процедуру размещения заказов; облегчает доступ претендентов к информации; определяет порядок проведения электронный торгов и т.д.
   Существенным изменением он назвал и формирование уполномоченного органа по контролю в сфере размещения госзаказа. По словам Г.Дегтева, будет создан как федеральный орган, так и региональные. Кроме того, впервые в этом законе появляется ответственность за действия и бездействие государственного заказчика или уполномоченного органа. В административный кодекс планируется внести изменения о наложении штрафов на сумму от 50 до 200 МРОТ в случае установления фактов нарушения при размещении госзаказа.
   Однако, по мнению В.Дегтева, в новом законе есть и недостатки. Так, по его словам, в нем недостаточно четко прописаны обязательства победителя конкурса или аукциона по условиям заключения государственного контракта.
   Г.Дегтев сообщил, что за первое полугодие 2005 года заявки на участие в системе размещения городского заказа подали 1600 организаций, из них 980 приняли участие впервые, 227 заявок признаны несоответствующими квалификационным требованиям и при этом почти 90 организаций предоставили недостоверные сведения о себе. По словам Г.Дегтева, в связи с этим планируется создать городской реестр недобросовестных организаций, участвующих в конкурсах, подобно федеральному реестру недобросовестных поставщиков. Он подчеркнул, что в случае попадания организации в этот список, заявка на участие в конкурсе будет отклонена сроком на 2 года.
   «На сегодняшний день сформированы все предпосылки для того, чтобы с 1 января мы могли руководствоваться новым законодательством, а участники этого процесса не испытывали никаких трудностей», - заявил Г.Дегтев.
   Для субъектов малого предпринимательства, по его словам, в новом федеральном законе сохранена норма о том, что 15% городского заказа должно размещаться на предприятиях малого бизнеса. «Совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы мы особо пропишем этот порядок, чтобы на эту сумму принимать участие могли именно субъекты малого предпринимательства», - сказал он. Г.Дегтев заявил, что у Тендерного комитета и ДПиРМП есть заинтересованность в том, чтобы создать все условия, по которым закупки техники, оборудования, услуг можно было бы проводить с привлечением субъектов малого предпринимательства. Однако он отметил: «Соответствующая нормативная база пока не сформирована, и к 1 января мы обязаны ее подготовить». В настоящее время, по словам главы Тендерного комитета, следует определить, какую продукцию закупать у малых предприятий будет целесообразно. Сейчас, добавил он, МЭРТ РФ уже утверждено около 1200 наименований продукции, закупка которой является обязательной в ходе проведения торгов.