17.12.2001  Счетная палата РФ выявила нарушения в использовании средств кредитов МБРР по проекту АРИС

   Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина 14 декабря с.г. рассмотрела результаты проверки связанных иностранных кредитов за 1999-2000 годы и 10 месяцев 2001 года, выделенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года "Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для финансирования проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве" - программа "АРИС". С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Иван Дахов.
   В материалах, представленных на Коллегию Счетной палаты, отмечается, что в период с 1995 года по 1 ноября 2001 года на финансирование проекта "АРИС" перечислены средства, эквивалентные 128,7 млн. долларов США, в том числе 117,7 млн. долларов США средств займа МБРР и 11 млн. долларов США средств федерального бюджета. Вследствие недоработки проектных решений при реализации проекта "АРИС" в течение 1999-2000 годов Минфин России и Минсельхоз России трижды принимали решения об аннулировании части средств займа на сумму 38 млн. долларов США, а в целом первоначальный объем займа сокращен на 118 млн. долларов США. Неиспользованный остаток средств на счете займа по состоянию на 1 ноября 2001 года составил 4 млн. долларов США.
   Программа заимствования по проекту "АРИС" не разрабатывалась. Расчет экономической эффективности от реализации проекта "АРИС" Минэкономразвития России и конкурс среди частных предприятий и органов исполнительной власти на участие в проекте "АРИС" не проводились. В нарушение действующего законодательства проект не был включен в состав программы государственных внешних заимствований России на 2001 год.
   Определенные Соглашением условия реализации займа привели к неэффективному использованию средств, выделенных на содержание Группы реализации проекта "АРИС". За 1995-2000 годы и 10 месяцев 2001 года по этому компоненту займа МБРР израсходовано почти 6 млн. долларов США, из которых на финансирование расходов по содержанию иностранных консультантов направлено 4,4 млн. долларов США, на оплату труда привлеченных российских специалистов 1,2 млн. долларов США, среднемесячная оплата труда которых составила 1,1 тыс. долларов США. В то же время на обучение и стажировку сотрудников Группы реализации проекта использовано всего 19,6 тыс. долларов США, а на программное обеспечение 85,4 тыс. долларов США.
   Минфин России и Минсельхоз России не предприняли предусмотренные договорами субзайма меры в части своевременного возврата средств займа, в результате чего просроченная задолженность перед федеральным бюджетом субъектов Российской Федерации и частных предприятий по основному долгу и начисленным по нему процентам за использование средств займа МБРР по состоянию на 1 ноября 2001 года составила 36,7 млн. долларов США.
   Минфин России не воспользовался предоставленным ему правом списания в бесспорном порядке средств со счета с особым режимом и других счетов заемщиков в банках. По этой причине в доход федерального бюджета не были своевременно зачислены средства заемщиков, имевшиеся на счете с особым режимом, эквивалентные 149 тыс. долларов США, которые от 2 до 4 лет находятся в коммерческих банках без движения.
   Не были приняты меры и по обеспечению своевременной уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и штрафных санкций. По состоянию на 1 ноября 2001 года задолженность частных предприятий перед федеральным бюджетом по этим позициям составила 9,9 млн. долларов США.
   В материалах проверки отмечается, что до настоящего времени не завершено строительство 4 из 14 объектов, предусмотренных договорами, заключенными в соответствии с реализацией проекта "АРИС". При этом в нарушение условий Соглашения объем финансирования строительных работ был превышен на 435 тыс. долларов США за счет средств федерального бюджета.
   Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления в Минсельхоз России и Минфин России. Отчет о результатах проверки направляется в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.