26.10.2005 Госзаказ на корабли разработки ЦМКБ "Алмаз" составляет около 80% от общего объёма Госзаказ на корабли разработки ЦМКБ "Алмаз" для ВМФ РФ, ФПС и МЧС составляет около 80 % от общего объема их строительства. Доля экспортных заказов в общем объеме производства сократилась до 20%. Ситуация кардинально изменилась с закладной для ВМФ РФ новых кораблей. Сейчас ВМФ стал основным заказчиком на корабли разработки ЦМКБ "Алмаз". В частности, для ВМФ РФ заложены три корабля класса "корвет". Об этом корр. АРМС-ТАСС на выставке "Интерполитех-2005" сообщил генеральный конструктор ЦМКБ "Алмаз" Борис Лейкис. По его словам, "серьезным заказчиком кораблей разработки "Алмаза" стала также Федеральная пограничная служба ФСБ РФ. Для ФПС мы предлагаем систему кораблей и катеров для охраны морской государственной границы. Эта система включает в себя корабли исключительной экономической зоны водоизмещением от 2 тыс. т и более, корабли территориального моря водоизмещением 600-800 т, а также катера-перехватчики водоизмещением от 120 т до 10 т. Эти три типа кораблей полностью перекрывают и обеспечивают охрану морских границ России по всей глубине". Все корабли, предлагаемые ФПС, конструктивно базируются либо на уже построенных кораблях, либо на кораблях, которые находятся в серийном строительстве. В частности, пограничный сторожевой корабль исключительной экономической зоны проекта 20382 водоизмещением 2 тыс. т, который будет иметь возможность нести два вертолета Ка-226, базируется на своем аналоге для ВМФ - корвете проекта 20380, который строится на "Северной верфи". В целом ФПС планирует осуществить закупки всех трех кораблей вышеперечисленных типов. "Мы будем участвовать во всех этих тендерах. Первый тендер ФПС планирует объявить в конце этого года на корабль территориального моря (практически это 200-мильная зона). Мы предлагаем ФПС в этой категории пограничный корабль территориального типа на базе кораблей "Спрут" и "Скорпион", которые строятся на Рыбинском судостроительном заводе", - отметил Б.Лейкис. Экипажи всех предлагаемых кораблей будут сокращены до минимума с учетом того, в 2007 году морские части ФПС переходят на комплектование на контрактной основе. В этой связи основной составляющей стоимости обслуживания кораблей станет содержание личного состава, поэтому по всем проектам "Алмаз" предлагает высокую степень автоматизации. К примеру, если для ВМФ экипаж на корвете составляет 90 человек, то для пограничников "Алмаз" предлагает вариант аналогичного корабля с экипажем не более 35 человек. По словам Б.Лейкиса, "нашим новым заказчиком стало МЧС. Два дня назад МЧС был передан скоростной поисково-спасательный катер "Мангуст". Этот катер мы строим серийно. Катер "Мангуст", переданный МЧС, стал уже четвертым по счету". Как сообщил Б.Лейкис, "сейчас на эти катера достаточно активно поступают заявки от зарубежных стран и даже если только 10% от заявленных потребностей будет реализовано, это будет "больше чем достаточно". Еще один интересный проект - катер "Мираж". Этот корабль также строится серийно (построено уже два корабля). Аналогов в мире катеру "Мираж" нет. Это корабль водоизмещением 120 т может идти на волне 4 балла со скоростью 45 узлов (его максимальная скорость составляет 50 узлов). "Третий корабль этого типа, уже серийный, будет лучшим кораблем в своем классе. На "Мираже" использован новый принцип движения - принцип интерцепторов, что позволяет активно влиять на качку", - подчеркнул Б.Лейкис. Касаясь экспортных перспектив других классов кораблей разработки ЦМКБ "Алмаз" Б.Лейкис отметил, что "на мировом рынке безусловно будет востребован класс кораблей типа "корвет". К нему и сейчас проявляется повышенный интерес, а после того, как будет спущен на воду первый корвет для ВМФ РФ, спрос еще более возрастет". Индия, по словам Б.Лекиса, "являлась нашим основным покупателем ракетных катеров класса "Молния". Теперь по лицензии производство этих катеров налажено на индийских судоверфях. Вторым нашим крупным партнером является Вьетнам. Ханой закупил два ракетных катера "Молния" и по лицензии строит еще 8 катеров этого типа. С Китаем идут предварительные переговоры о передаче технологий десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) "Зубр". Этот проект намного обогнал свое время и на сегодняшний день аналогов этому кораблю за рубежом нет. Потенциальными клиентами на ДКВП "Зубр" являются также страны ЮВА". |