26.10.2005 Сам себе заказчик За последние четыре с половиной года государство потратило на научную проработку экономических реформ 1,5 млрд руб., выяснила компания ФБК. Причем большую часть из них получили подведомственные государственные институты, а не независимые центры. Данные для расчетов ФБК взяты из бюллетеня “Конкурсные торги” – официального издания правительства в области государственных закупок. В нем есть сведения о заказах, которые оформляются по результатам тендеров. Ведомства публикуют информацию не обо всех конкурсах, а некоторые работы проводятся и вовсе без конкурса. Сведения о таких исследованиях ФБК в анализ не включала. В последнее время научное обоснование некоторых экономических реформ вызывает серьезные сомнения, и не всегда ясно, на чем основываются некоторые решения чиновников, объясняет цель исследования директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По подсчетам ФБК, с 2001 г. по первое полугодие 2005 г. госорганы потратили 1,5 млрд руб. на выполнение 945 работ в сфере экономики. Российские реформы проходят с разным успехом, в том числе и потому, что получили разное исследовательское обеспечение, уверены авторы доклада. Одни направления исследований государство оценивает в сотни раз дороже, чем другие. Например, по реформе ЖКХ за все время государство заказало всего пять работ, которые стоили ему 5,1 млн руб., и ни одна из них не касалась главных задач реформы — усиления защиты жилищных прав граждан и привлечения инвестиций в отрасль. А на 14 исследований, касающихся налоговой реформы, госорганы потратили 99,8 млн руб., и все они были “по теме”. Разрыв в вознаграждении авторов исследований различается не меньше — от 70 000 до 40 млн руб. Больше всего за экспертные услуги получают государственные и подведомственные заказчикам организации — им достается 70% заказов (по стоимости). Сокращение числа чиновников привело к тому, что многие из них перешли работать в “свои” институты при министерствах, говорится в докладе. Поручая исследовательские заказы таким центрам, госорган обеспечивает им финансирование, а те помогают выполнять текущую работу. Среди активных партнеров чиновников частных компаний всего 16,3%. Почти две трети исследователей выполнили всего по одному исследованию. Их разочаровывают “высокие издержки при нулевой и даже минусовой рентбельности и специфические отношения с рентоориентированным чиновничеством”, отмечает ФБК. Компании, выполнявшие заказы для госорганов, с такой оценкой не согласны. “Кроме дохода ты получаешь имидж”, — считает Алексей Юхнин, директор Центра проблем банкротства, в прошлом году помогавший Минэкономразвития разрабатывать нормативные акты в сфере несостоятельности. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, на проработку реформ была потрачена сумма в 2-2,5 раза больше названной ФБК. |