26.10.2005  Г.Дегтев: экономический эффект от размещения горзаказа составил 12 млрд рублей

   В среду в агентстве «Интерфакс» состоялась пресс-конференция председателя Комитета г.Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерный комитет) Геннадия Дёгтева на тему «Городской заказ: проблемы и пути решения».
   Он сообщил, что в Москве 96% городского заказа размещается на открытых конкурсах и аукционах – «это определенный результат работы комитета в 2004-2005гг.». По его словам, в первом полугодии 2005 года более 112 млрд рублей средств городского бюджета были размещены на конкурсной основе: экономический эффект составил более 12 млрд рублей (11%) от размещенного заказа. «Наиболее высокий процент снижения закупочной цены наблюдался при проведении торгов на строительство объектов инфраструктуры, социальных объектов (жилых домов, школ, поликлиник)», - сказал он.
   Председатель Тендерного комитета сообщил об изменениях в правилах размещения городского заказа, которые произойдут после вступления в силу ФЗ №94 (1 января 2006 г.). В частности, по его словам, отменяется квалификационный отбор претендентов на участие в конкурсе, изменяется форма их проведения: закупки вне конкурса можно осуществлять на сумму до 60 тысяч рублей; от 60 до 500 тысяч рублей - в форме запроса котировок.
   Г.Дёгтев сообщил о том, в соответствии с ФЗ№94 в каждом субъекте РФ будет создан федеральный уполномоченный орган по контролю за способом и формой размещения городского заказа, который наделен существенными полномочиями административного воздействия. Например, может налагать запрет на размещение государственного контракта, направлять обязательные для исполнение предписания по устранению нарушений действующего законодательства и т.д.
   По мнению Г.Дёгтева, новый закон существенно облегчит доступ участников к системе городского заказа, так как в нем подробно прописаны процедуры и требования по проведению конкурсов и аукционов (необходимые документы, ответственность заказчиков и др.). Также законом предусмотрено создание Реестра недобросовестных участников рынка, а организация, занесенная в такой реестр, не сможет участвовать в конкурсе в течение 2 лет. Он заметил, что опыт ведения такого реестра в столице показал, что случаев предоставления участниками торгов недостоверных сведений достаточно много.
   «В Москве работой по проверке достоверности сведений занимается Управление по экономической безопасности правительства Москвы. Из 300 проведенных торгов в 70 случаях были предоставлены недостоверные сведения», - сказал он. Недостоверные документы предоставлялись претендентами из налоговых органов и кредитных организаций, гарантирующих финансовое обеспечение претендента (по новому ФЗ задаток составляет 5% от стоимости лота).
   Г.Дегтев заметил, что ФЗ №94 потребует приведения в соответствие нормативно-правовой базы г.Москвы, так как он устанавливает новые пороговые уровни и условия проведения конкурсов, аукционов, вводит понятия "аукцион в электронной форме", "запрос котировок", "электронные торги". Он также сообщил, что правительством Москвы сейчас рассматривается вопрос возможности обращения в Конституционный суд РФ на предмет соответствия ФЗ №94 действующей Конституции РФ по разделам полномочий субъектов РФ в распределении бюджетных средств.
   Это закон прямого действия, в нем есть ограничения полномочий правительства Москвы по размещению городского заказа, в частности, по предоставлению преференций московским производителям, объяснил он. Руководитель Тендерного комитета сообщил, что правительство Москвы примет дополнительные меры (распорядительные документы), «сдерживающие участие посредников в конкурсах на размещение городского заказа».
   Г.Дёгтев также рассказал о том, что функции контроля выполнения государственного контракта возложены на государственного заказчика, поэтому в случае невыполнения условий контракта исполнителем, именно он несет административную ответственность, предусмотренную АК РФ.
   Он объяснил, что исполнителю городского заказа, который во время проведения торгов намеренно снизил цену, а затем выставил госзаказчику дополнительную смету затрат на тот или иной объект, будет отказано в предоставлении дополнительных средств. Все государственные заказчики должны правильно подготовить конкурсную документацию для того, чтобы исполнитель выполнил условия контракта по установленной на конкурсе цене, подчеркнул он.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, какие полномочия по разрешению конфликтных ситуаций при проведении конкурсов возложены на федеральный уполномоченный орган по контролю за способом и формой размещения госзаказа, Г.Дегтев ответил, что этот орган контролирует только процедуру проведения конкурсов и аукционов. «Все, что относится к процедуре размещения государственного заказа, можно решать в досудебном порядке путем обращения в контрольный орган», - сказал он. Спорные вопросы между заказчиком и исполнителем государственного контракта рассматриваются в судебном порядке – через арбитражный или третейский суды.