18.11.2005  Москва: городскому заказу поставят условия

   Получить право на исполнение городского заказа вскоре будет непросто. Московские власти твердо решили самостоятельно определить условия размещения заказа для столичных нужд. Об этом шла речь на депутатских слушаниях, состоявшихся 25 октября в Мосгордуме.
   О том, что столичная система размещения городского заказа изменится со следующего года, мы уже сообщали («УНП» № 36, 2005, стр. 2 московской вкладки). Дело в том, что с 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон о государственных закупках (от 21.07.05 № 94-ФЗ). Он унифицирует порядок размещения заказа для государственных и муниципальных нужд. Причем выбирать достойных предполагается в основном на торгах и в соответствии с закрытым списком критериев, определенным в федеральном законодательстве.
   Сейчас же региональные власти вправе самостоятельно устанавливать требования к участникам конкурсов. И Закон г. Москвы от 15.05.02 № 26 «О городском государственном заказе» утверждает критерии отбора победителей. В частности, квалификационные требования, которые для каждого конкурса определяются отдельно. Именно это, как говорят чиновники, помогает им «фильтровать» победителей. К примеру, может оказаться, что у одного из потенциальных победителей предложение размещения намного выгоднее, чем у других. «Но если этот участник - посредник, то мы отдадим предпочтение другому конкурсанту, производителю, хотя его условия могут быть хуже», - объяснил на слушаниях председатель Комитета г. Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов Геннадий Дегтев. Тем более что московский закон дает нам право на отступление от главного принципа торгов: цена победителя может быть выше на 10 процентов, чем у остальных участников.
   Первое чтение законопроект об отмене закона № 26 уже прошел 19 октября. Следующее чтение назначено на вторую половину ноября. «К этому сроку депутаты хотят увидеть контрмеры, которые позволят сохранить то хорошее, что отменяет закон № 94-ФЗ», - пояснили корреспонденту «УНП» в думе.
   Под «хорошим», как выяснилось, подразумеваются квалификационные требования к участникам и пренебрежение правилом самой низкой цены.
   Перед властями стоит сейчас непростой вопрос, как не войти в противоречие с федеральным законодательством. Ведь закон № 94-ФЗ четко ограничивает перечень критериев, которые можно выдвигать к участникам торгов. «Зато в наших полномочиях определить отдельным городским законом условия размещения заказа. И в этом документе мы можем оговорить поддержку московских производителей», - считает Ирина Рукина, председатель комиссии по экономической политике Мосгордумы.
   Однако Геннадий Дегтев сообщил «УНП», что тендерный комитет уже готовит проект постановления о регламенте взаимодействия исполнителей горзаказа и заказчиков. «Там мы постараемся определить критерии, по которым будут заключаться договоры с поставщиками. Тогда и никаких новых законов не понадобится», - сказал он корреспонденту «УНП».