09.12.2005 НПО "Сатурн" успешно работает на индийском рынке авиадвигателей НПО "Сатурн" успешно работает на индийском рынке авиадвигателей. Об этом сообщил генеральный директор компании Юрий Ласточкин на прошедшем 6 декабря в Москве международном экономическом форуме "Россия и Индия: стратегическое партнерство". По словам Ласточкина, одним из наиболее успешных проектов компании на индийском рынке стала продажа лицензии на производство двигателей АЛ-31ФП для самолета Су-30МКИ с управляемым вектором тяги. "Это была очень выгодная сделка, которая позволила сохранить мощность как конструкторских бюро, так и серийных заводов", - отметил гендиректор "Сатурна". В настоящее время серийный выпуск АЛ-31ФП осваивается на заводах корпорации ХАЛ, а НПО "Сатурн" осуществляет конструкторское сопровождение проекта. В конце 2004 года "Сатурн" выиграл объявленный индийским правительством международный тендер на создание двигателя для УТС HJT-36, разработанный в Индии. Ранее машина оснащалась турбовентиляторным двигателем "Ларзак" фирмы СНЕКМА, однако он оказался слишком дорогим и индийская сторона предпочла российский АЛ-55И. В ходе салона МАКС-2005 подписан генеральный контракт по этому авиадвигателю. Документ предусматривает выполнение всего комплекса работ - от разработки нового авиадвигателя до его серийного производства на предприятиях ХАЛ и экспорта. В соответствии с контрактом, корпорации ХАЛ предоставлено право на производство 1000 двигателей. Первоначально будет произведено 250 единиц АЛ-55И. По словам Юрия Ласточкина, этот контракт имеет важное значение еще и потому, что УТС HJT-36 может экспортироваться в третьи страны. "Самолет имеет массу преимуществ, низкую стоимость, хорошее бортовое оборудование и может стать массовым для экспортных поставок", - отметил руководитель "Сатурна". Что же касается двигателя АЛ-55И, то, по его словам, эта разработка "может стать родоначальником целого технического ряда, как для индийских, так и для российских самолетов". В настоящее время НПО "Сатурн" участвует в тендере на совместную с индийскими специалистами разработку двигателя "Кавери", предназначенного для легкого истребителя LCA (Light Combat Aircraft) "Теджас". В тендере принимают участие также компании из США, Великобритании и Франции. Как считает Юрий Ласточкин, российские двигателестроители имеют некоторое преимущество: в настоящее время опытные образцы "Кавери" проходят летные испытания в России. В начале 2005 года правительство Индии приняло решение о выделении 622 млн дол на продолжение разработки двигателя "Кавери". По словам представителя индийского минобороны, на его разработку, осуществляемую с 1989 года, уже израсходовано около 311 млн дол. Дополнительные средства необходимы для ускорения реализации программы, чтобы завершить создание двигателя к 2007 году, когда самолеты LCA начнут поступать на вооружение индийских ВВС. В целом же, по словам Ласточкина, с учетом НИОКР и совместных серийных поставок, стоимость тендера на двигатели для LCA может составить более 1 млрд дол. НПО "Сатурн" в настоящее также ведет переговоры о модернизации эксплуатируемых в Индии самолетов Ил-76 и Ил-78 путем замены на них двигателей, а также о совместной разработке двигателей для беспилотных летательных аппаратов. "Думаю, что в начале следующего года эти переговоры дадут серьезный результат", - заявил Ласточкин. |