20.12.2005 МЭРТ разработает механизмы преференций для МП в получении госзаказа С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон N94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". До начала реализации закона на практике осталось не так много времени, но его исполнителям-поставщикам и госзаказчикам до конца непонятны все процедуры его исполнения. Во вторник в МЭРТ состоялся семинар-совещание с участием руководителей федеральных органов власти и субъектов РФ по применению ФЗ №94. Cтатс-секретарь, замглавы МЭРТ РФ Андрей Шаронов в своем докладе подробно рассказал об отличиях нового закона (ФЗ №94) от старого (ФЗ №97). В частности, он сообщил, что в законе вводится четкий механизм размещения госзаказа для субъектов малого предпринимательства: сохраняется конкурсный порядок размещения заказов на товары, работы и услуги по перечню товаров работ и услуг, который формирует Правительство РФ. "Сейчас мы работаем над постановлением, оно оказалось сложнее, чем представлялось первоначально, поскольку имеется некоторое противоречие. С одной стороны, закон направлен на то, чтобы укреплять контракты и снижать стоимость государственного заказа. С другой стороны, преференции малым предпринимателям предполагают, что он наоборот будет уменьшаться, возможно, дробиться, и это может привести к уменьшению цены", - сообщил А.Шаронов. По его словам, МЭРТ необходимо не только стимулировать МП к участию в госзаказе, но и избежать злоупотреблений, когда большие компании преднамеренно создают малые предприятия, чтобы через них участвовать в подобных закупках. Такие риски, безусловно, есть, поэтому нужно найти оптимальное соотношение эффективности закупок и их доступности для малых предприятий, подчеркнул А.Шаронов. Он также сообщил, что Правительством РФ установлен график принятия 24 подзаконных актов (постановлений) ФЗ №94. В декабре должны быть приняты 4 таких акта: об уполномоченном органе на осуществление контроля в сфере размещения заказов; об уполномоченном органе ведения Реестра госконтракта; об официальном печатном издании (где будет размещаться госзаказ), а также два постановления, которые готовят Минобороны и МЧС. Планируется, что в январе будут приняты подзаконные акты о перечне товаров для аукциона, об ограничениях по закупкам товаров, происходящих из иностранных государств и др. А.Шаронов отметил, что сейчас проходит испытание официального сайта по размещению госзаказа на федеральном уровне, где можно получить всю информацию бесплатно. Председатель Комитета г.Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерный комитет) Геннадий Дёгтев в своем выступлении заметил, что закон формулирует достаточно четкие, облегченные, свободные, доступные формы любому участнику к конкурса, но в нем нет инструмента защиты от недобросовестной конкуренции. Предполагается, что таким инструментом будет Реестр недобросовестных поставщиков, но контролировать его заполнение будет ФАС, «а это гражданская прокуратура», поэтому на госзаказчика может быть оказано недобросовестное влияние и воздействие. Он предложил рассмотреть возможность интеграции реестров заключения контрактов регионов в федеральный реестр и определить требования, которые к нему будут предъявляться. Кроме того, он считает, что необходимо обязательно учесть в нормативных актах, которые разрабатывает МЭРТ, опыт участников конкурсных закупок, а также уточнить понятие «запрос котировок». По мнению Г.Дегтева, принятие нового федерального закона формирует новые условия для городского управления, которые потребует подготовки новых кадров, а для этого необходимы стандарты такой подготовки. Представители других регионов РФ также высказали свои предложения и замечания. Подводя итоги заседания, А.Шаронов заметил, что разработчики и не рассчитывали создать закон, который не потребует доработки: «написать сразу законченный блок нормативного регулирования в сфере, в которой мы еще не жили, невозможно». Но, в тоже время, ФЗ №94, даже неподкрепленный подзаконными актами, существенно меняет и улучшает ситуацию, которая сложилась в системе распределения государственного заказа в настоящее время. В законе создаются условия, соответствующие очень высоким стандартам, но от этого все только выиграют: и поставщики, и заказчики, считает он. «Сможем ли мы все это выполнить с первого января – наверное, нет. У нас будут муниципалитеты или даже субъекты федерации, которые чисто физически из-за отсутствия людей и оборудования не смогут этого сделать, но закон их заставит», - подчеркнул А.Шаронов. |