16.03.2006  Санкт-Петербург: рынок пассажирских перевозок хотели поделить по-тихому

   Городская прокуратура Санкт-Петербурга обнаружила, что Комитет по транспорту города допустил серьезные нарушения при проведении конкурса среди транспортных компаний на перевозку пассажиров.
   Транспортная реформа, как это официально именовали в питерской администрации, или конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по социальным маршрутам, наделал в Петербурге много шума. Весь прошлый год в транспортных компаниях только и говорили, что о предстоящем тендере. Предполагалось, что по его итогам на рынке останутся крупные фирмы, способные перевозить горожан, обладающие внушительным автопарком и отвечающие требованиям безопасности и комфорта для пассажиров. Для победы многие предприятия закупили новые автобусы или договорились с банками о кредитах на новый парк.
   Однако тендер выиграли лишь несколько фирм, большинство которых нельзя отнести к крупным игрокам. Некоторые вообще были организованы лишь за несколько месяцев до конкурса и не имеют не только достаточного количества машин, но и опыта работы. По условиям тендера, все остальные участники рынка (которых набралось несколько десятков) либо должны с 1 марта свернуть свою деятельность, либо заключать с победителями договора субаренды и выплачивать им «дань» за выход транспорта на маршруты. По неофициальным данным, день работы одной «Газели» на чужом рейсе стоит 500 рублей.
   Большинство оставшихся не у дел перевозчиков такое положение не устроило. Еще в январе руководители крупнейших компаний обратились к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко с письмом, требующим отменить результаты тендера. Авторы послания указывали на то, что «конкурсная документация заранее подготовлена в интересах трех компаний. Транспортники указывали также, что победители исказили данные о суммах, собираемых на тех или иных маршрутах, с тем, чтобы получить дотации на нужные им направления.
   Большинство претензий перевозчики адресовали к Комитету по транспорту, отвечавшему за проведение тендера. В его недрах «подготавливается искаженная конкурсная документация, нарушаются все сроки объявления конкурса, своевременно не предоставляется тендерная документация, содержащая в себе объем дотаций по конкретным маршрутам, класс предполагаемых к использованию автобусов и другие базовые показатели. Она предоставляется Комитетом по транспорту за 7–10 рабочих дней до подачи заявок и, как правило, содержит в себе невыполнимые требования».
   В письме также перечислено множество допущенных чиновниками ошибок и нарушений. По всем приведенным фактам перевозчики начали судебные разбирательства. На рассмотрении судов сейчас находится восемь исков с требованиями отменить итоги транспортного конкурса.
   На помощь предпринимателям пришла городская прокуратура. Во вторник представители ведомства объявили, что провели проверку действий Комитета по транспорту по заявлениям проигравших перевозчиков. Были обнаружены «факты нарушения закона со стороны Комитета». Кроме того, прокуратура намерена выступать в судебных разбирательствах на стороне «добросовестных участников предпринимательской деятельности».
   Как оказалось, транспортный комитет заключил с компаниями-победителями договоры на перевозки пассажиров по коммерческим маршрутам, в то время как на конкурс были выставлены только социальные. То есть коммерческие рейсы предметом торгов не являлись, а значит, у чиновников нет оснований, запрещать проигравшим фирмам на них работать.
   Комитет же по транспорту подписал контракты с перевозчиками в нарушение городского закона «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге».
   В Смольный уже отправлено прокурорское предписание, в котором сказано о проведенной проверке и найденных нарушениях. Сама же питерская реформа, похоже, оказалась под угрозой срыва. Поскольку если иски предпринимателей будут удовлетворены, то транспортный конкурс будет признан недействительным, и вероятно, администрации придется устраивать новый, но уже с оглядкой на крупных перевозчиков.