25.03.2006 Кулуарное размещение заказов заменяется открытыми бескомпромиссными конкурсами Значение вступившего в силу нового Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" пока остается многими недопонятым. Тем не менее жить и строить новые планы надо по нему. Иначе легко можно оказаться у "разбитого корыта", когда дело дойдет до "раздачи", то есть до реального размещения государственных заказов. Новый закон, в отличие от предыдущего, впервые распространяет свое действие сразу на всех государственных и муниципальных заказчиков, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, производящие закупки товаров, работ и услуг для своих нужд. Для оптимизации закупок новым законом предусмотрена возможность создания федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), органа исполнительной власти (ОИВ) субъекта РФ, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных и муниципальных заказчиков (ч. 2 ст.4 ), а также - размещения заказа через специализированную организацию, выбор которой осуществляется путем проведения торгов (ч.2 ст. 6). Новым законом установлены иные пороговые значения применения способов размещения заказов. Во-первых, необходимость применения положений закона, если такие товары (работы и услуги) поставляются, выполняются или оказываются на сумму, превышающую предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, установленных Центральным банком РФ. Это - закупки на сумму свыше 60 тыс. руб. В-третьих, через аукцион закупаются все те товары (работы, услуги), для которых имеется функционирующий рынок. Перечень таких товаров (работ, услуг) устанавливается Правительством РФ (есть сведения, что он будет принят не ранее апреля текущего года). В случае, если товары (работы, услуги) включены в перечни, размещение заказов на них для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается (ч.4 ст.10). И это еще не все. Надо обратить внимание, что новый закон обязывает заказчиков осуществлять обязательное размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15% общего объема поставок товаров (работ, услуг) по перечню, также установленному Правительством РФ. Причем осуществляться оно должно путем проведения торгов, участниками которых являются именно такие субъекты хозяйственной деятельности (см. ч. 1 ст. 15). При этом заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению (ч. 4 ст.15). В-четвертых, законом установлены исчерпывающие основания для размещения заказа без проведения торгов, то есть методом запроса котировок на товарных биржах, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Например: заказчик, уполномоченный орган, вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, только за пределами тех товаров, работ и услуг, для которых есть соответствующий функционирующий рынок. И это должно практиковаться в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 тыс. руб., либо аукцион признан несостоявшимся, и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 тыс. руб., за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 42 и главой 5 закона. Очень много поменялось и в организационном плане. Прежде всего, новый закон прямо указывает, что принят в целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. В отличие от предыдущих, он содержит исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа и возможность установления иных требований, которые не предусмотрены в нем, не допускает (часть 1 ст.11). При этом, обеспечением заявки на участие в конкурсе служат денежные средства (ч.4.ст.20), перечисленные на счет, указанный в извещении о проведении конкурса (ч.13 п.5 ст.20). Очень важно, что новый закон предусматривает обязательное ведение реестра государственных и муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, которое осуществляют соответственно через ФОИВ, ОИВ субъекта РФ или орган местного самоуправления (ч.1 ст.18). Существенно, что иностранные поставщики, исполнители и подрядчики допускаются к участию в наших конкурсах на равных условиях с российскими поставщиками, подрядчиками, исполнителями лишь в том случае, если российские точно так же имеют право на равноправное участие наших поставщиков, подрядчиков, исполнителей в конкурсах, проводимых иностранными государственными и муниципальными заказчиками (ч. 1, 2 ст. 13). Законом установлены порядок направления и форма разъяснений конкурсной документации. Теперь в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса, который был направлен не позднее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок на участие, заказчик или уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации (ч.1 ст. 24). Законом установлен исчерпывающий перечень критериев определения победителя конкурса, из которых заказчик вправе выбрать наиболее для него подходящие и указать их в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации (ч. 4 ст. 28). Законом прямо установлены основания отклонения заявок на участие в конкурсе (аукционе). Правда, закон написан языком, труднодоступным для широкого понимания. А ведь его содержание должно быть ясно не только чиновнику или поставщику товаров, работ или услуг, но и каждому рядовому гражданину. От этого зависит эффективность применения закона и в конечном счете - качество предоставляемых населению услуг государственного и муниципального управления. |