02.04.2006  Нижний Новгород: в рекламном рынке грядет передел

С первого дня избрания Городской думы Нижнего Новгорода нового созыва Олег СОРОКИН и комиссия по развитию города, строительству и архитектуре, которую он возглавляет, всерьез взялись за рынок наружной рекламы в Нижнем Новгороде - "Нездоровые симптомы" в этой сфере участники рынка и эксперты наблюдали давно. О недобросовестной конкуренции рекламщики Нижнего уже устали говорить, Но, что наиболее важно, городская казна, по мнению депутатов, теряла ощутимые средства.

Проверка вскрыла злоупотребления

- Первый, даже поверхностный анализ показал, что в рынке наружной рекламы скрыты огромные резервы. Далеко не все благополучно и с нормативными актами, по которым этот рынок работал и развивался. Я говорю о действующем "Положении о рекламе", которое определяет порядок предоставления мест под наружную рекламу. Оно не только, мягко говоря, противоречило здравому смыслу, но и открывало широчайшие возможности для злоупотреблений. К тому же устарело: вскоре вступает в силу новый федеральный закон о рекламе, который внесет серьезные изменения в общие положения.

Еще более неблагополучно обстояли дела в самом муниципальном учреждении "Рекламная служба города", призванном создавать условия для развития этого сектора экономики. Руководство службы, на мой взгляд, поставило себе задачу подыгрывать крупным игрокам рынка - для меня и моих коллег это абсолютно очевидно. И пользуясь теми огрехами, которые имелись в нормативной базе, пыталось практически за бесценок отдавать рекламное пространство. Это и показали проверки, проведенные по инициативе нашей комиссии контрольно-ревизионной группой Городской думы и независимыми аудиториями

- О каких суммах, потерянных городом, идет речь?

- Порядка сотни миллионов рублей в год. Для сравнения: на строительство детских площадок в этом году выделено 40 млн рублей. И уж коль мы рекламируем на каждом шагу сигареты, нанося неоценимый ущерб здоровью и психике наших детей и подростков и получая за это копейки, тогда давайте будем последовательны. Нужно получать приличные деньги за подобную рекламу и направлять их на развитие детского спорта.

- Что конкретно удалось сделать за эти пять месяцев работы новой думы и вашей комиссии?

- По моей инициативе была проведена ревизия деятельности МУ "Рекламная служба города" за 2004 - 2005 годы. Результатом ревизии стало увольнение руководителя. Назначили нового директора. С учетом того, что депутаты все больше внимания уделяют контролю за ситуацией, уверен, порядок в течение 2006 года мы наведем. Уже в этом году мы получим какой-то доход.

Деньги должны доставаться городу

- Судя по вашему выступлению на последнем заседании Городской думы, рекламный рынок ждет серьезный передел. Столько лет он жил по одним правилам, удобным для некоторых игроков, а вы намерены ситуацию сломать. Мэрия готова вас поддержать?

- Все будет зависеть от того, насколько решительно будет вести себя администрация города. Есть масса договоров, которые для Нижнего крайне не выгодны. Хватит мужества у администрации произвести пересмотр ранее заключенных договоров в пользу бюджета города - хорошо. Не хватит - я думаю, что уже нашли понимание у нового руководителя службы Алены Гартман и председателя КУГИ Ольги Бочкановой, которой поручено курировать это направление. Свою редакцию "Положения о рекламе" я представлю депутатам и мэрии в самое ближайшее время.

- Какие принципиальные изменения вы предлагаете?

- Во-первых, должна быть полностью ликвидирована сложная система коэффициентов, которая сопровождала расчет стоимости аренды рекламного места. Были коэффициенты как повышающие, так и (в большинстве случаев) понижающие. Это открывало широчайшие возможности для злоупотреблений. Во-вторых, нельзя разыгрывать по 70, по 100 конструкций одновременно в одном лоте. Это лишает мелких игроков возможности выхода на рынок. Одно место - один лот. В-третьих, раньше на аукцион выставлялось право аренды рекламного места. Сейчас мы планируем выставлять стоимость арендной платы в месяц. Ее определят независимые оценщики, которые будут, согласно федеральному закону, приглашаться администрацией со стороны. Всем специалистам известно, что щит 3 на 6 метров в центре города стоит как минимум 800 долларов в месяц. Но почему-то в городской бюджет уходит только 1000 рублей. А казна должна получать основную часть дохода с аренды!

Уже в 2006 году аукционы будут проходить по новым правилам. А в 2007-м этот порядок станет незыблемым. И тогда рекламировать свои товары смогут не только крупные бренды, но и средние, мелкие предприятия, которые платят налоги в наш бюджет и которым пока, увы, нет доступа на рекламный рынок.