04.05.2006  Пермский край: концепция поддержки малого бизнеса себя исчерпала

   В Пермском крае на 1000 человек работает всего порядка 4 малых предприятий. В Приволжском федеральном округе Пермский край относится к числу аутсайдеров, лидером является Самарская область, где на 1000 человек работает около 10 субъектов малого бизнеса, сообщает газета «Местное время» (Пермь).
   В приграничных районах, а также районах, являющихся излюбленным местом отдыха, уровень развития малого бизнеса значительно выше общероссийского, - говорит Игорь Запевалов, генеральный директор Уральского фонда поддержки малого предпринимательства. В приграничных районах активно развивается торговля, в туристских центрах - сфера гостиничного обслуживания и общественного питания. Пермский край специфичен в силу своего географического "центрального положения".
   К местной специфике Прикамья нужно прибавить еще законодательные несуразицы. Дело в том, что действующий с 1995 года закон №88 "О государственной поддержке малого предпринимательства" безнадежно устарел и уже не имеет прямого действия.
   Если рассматривать положение на региональном уровне, то нужно сказать в первую очередь о том, что концепция поддержки малого бизнеса на областном уровне исчерпает себя в этом году. От целевых программ региональные власти отказались еще 2004 году.
   Второй год все говорят о разработке и принятии нового федерального закона, касающегося как раз малого бизнеса. Есть уже и проект. В его разработке принимали участие специалисты Министерства экономического развития и торговли. А также учтены рекомендации Российской торгово-промышленной палаты. Этот документ - более современный взгляд и оценка малого предпринимательства. В проекте дана градация, что считать микробизнесом, малым и средним бизнесом. Кстати, впервые в истории России определены критерии выделения среднего предпринимательства. Под средним бизнесом разработчики понимают предприятия, численность работающих на которых колеблется от 51 до 200 человек. Говорить о каких-либо конкретных положениях еще не принятого закона преждевременно.
   В конце 2005 года согласно Федеральному закону №131 к компетенции местного самоуправления были отнесены развитие и поддержка малого предпринимательства.
   «Перед нами сегодня стоит задача, - рассказывает Игорь Запевалов, - увеличить число субъектов малого предпринимательства в 2 раза. Причем рост этот должен быть не формальным. Предприятия должны работать. Самостоятельно субъектам малого бизнеса эту задачу не решить. Следовательно, нужно задуматься над тем, кто и как может поддержать их. Ответ прост - муниципалитеты».
   Пусковым механизмом этой работы Уральский фонд поддержки малого предпринимательства считает прежде всего аналитическую работу. Сегодня практически нет данных о том, кто в каких сферах работает, никто не произвел оценку потенциала развития малого предпринимательства, соответственно никто не может дать реальный прогноз приоритетов. Всей этой информацией, по мнению специалистов Уральского фонда, должен владеть глава местного самоуправления.
   При заинтересованности местного самоуправления в развитии малого бизнеса в районах и городах исчезают пресловутые административные барьеры. Глава местного самоуправления формирует муниципальный заказ (это касается обучения) и направляет его в краевую администрацию, которая централизованно этим занимается. В итоге муниципалитет получает необходимого специалиста. Выстраивается вполне логичная и гармоничная цепочка: отбор "участников" на местном уровне - муниципальный заказ на их подготовку - разработка бизнес-планов - деньги на реализацию проектов, которые можно получить в муниципальных фондах.
   Как отмечает Игорь Запевалов, созданные в некоторых территориях Пермского края муниципальные фонды дают не так много денег, как хотелось бы предпринимателям, и не на столь длительные сроки. Получить начинающему бизнесмену кредит в банке невозможно, а здесь он получает как раз столь необходимый ему стартовый капитал и зарабатывает кредитную историю, которая затем ему понадобится в работе с финансово-кредитными учреждениями. К тому же в этих муниципальных центрах, которые в будущем должны перерасти в центры сопровождения малого предпринимательства, бизнесмен сможет получить любую исчерпывающую консультацию по вопросам кредитования, налогообложения, правовых аспектов своей деятельности, построения взаимодействия с коллегами из других регионов и многое другое.
   Сегодня центры сопровождения работают в Губахе, Чернушке, Лысьве, Кунгуре. Пермь пока является аутсайдером. Видимо, прежние власти не были заинтересованы в развитии малого бизнеса, так как был найден более простой выход. В крупный город, интересный с точки зрения инвестиций, приходят сегодня крупные сети, которые вытесняют с рынка "мелких собратьев". Малый бизнес в Перми сегодня не в фаворе, а между тем потенциал небольших предприятий огромен. Сегодня они идут в сельское хозяйство, лесозаготовку и лесопереработку, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, здравоохранение, являя собой пример мобильной и современной формы организации.
   «Работа с субъектами малого бизнеса, - замечает Игорь Запевалов, - это работа по легализации сотен, тысяч небольших объединений и отдельных предпринимателей. Почувствовав поддержку и заинтересованность властей в своей работе, они выйдут «из тени», а от этого выиграет регион».