12.05.2006  Аэрофлот выбирает между "Boeing" и "Airbus"

   Совсем недавно стало известно, что ОАО "Аэрофлот" — самая крупная авиакомпания в Восточной Европе — может отказаться от заключения контракта стоимостью 3 миллиарда долларов с компанией "Boeing Co". Вместо этого контракт на закупку самолетов предполагается подписать с европейским авиапроизводителем "Airbus".
   Около года назад ОАО "Аэрофлот" объявило тендер на постройку 34 самолетов, с помощью которых "Аэрофлот" намеревался повысить свою долю (ныне11%) на российском рынке авиаперевозок. Фактически, компании предстояло сделать выбор между самолетами Airbus A350 и Boeing-787 (Dreamliner).
   Еще в декабре прошлого года появились сообщения о том, что "Аэрофлот" договорился с американцами и собирается закупить 22 самолета Boeing-787. Однако в конце прошлой недели источник в администрации российского президента сообщил, что в прошлом месяце совет директоров "Аэрофлот" принял решение закупить самолеты "Airbus". Общая стоимость закупаемых самолетов составит около 3 миллиардов долларов.
   Сразу после этого в газете "Ведомости" появилось сообщение о том, что "Airbus" был выбран Кремлем, поскольку США, где базируется "Boeing", всячески препятствуют России в ее желании вступить в ВТО. Однако заместитель исполнительного директора ОАО "Аэрофлот" Лев Кошляков опроверг эту версию.
   Тем не менее, Кошляков подчеркнул, что решение в любом случае будет политическим, поскольку оно будет принято главным держателем акций — государством. "Главным держателем акций компании является государство (51% акций принадлежит государству), ему и предстоит сказать окончательное слово по вопросу закупки самолетов. Пока же со стороны государства никаких инструкций не поступало". В то же время, по словам Кошлякова, самолеты "Airbus" и "Boeing" близки по качеству и характеристикам, и в этом случае на это решение могут повлиять политические отношения России и США.
   Напомним, что президент России Владимир Путин в марте подверг критике США за то, что они являются единственным членом ВТО, препятствующим тому, чтобы Россия стала 149-м членом этой организации. Для этого у РФ имеются все объективные предпосылки. Во-первых, Россия является крупнейшим в мире производителем энергоресурсов, а во-вторых, РФ обладает самой мощной экономикой среди стран, не входящих в ВТО. Россия стремится вступить в ВТО уже более десяти лет, и для этого ей нужно заключить двусторонние соглашения со всеми входящими в организацию странами.
   Однако многие российские издания предупредили о том, что возможно наступление еще одной "холодной войны" после того, как вице-президент США Дик Чейни обвинил Россию в откате от демократии и в шантаже стран, которые зависят от поставок российских газа и нефти.
   Такие заявления официальных властей США могут негативно сказаться на экономических отношениях между Вашингтоном и Москвой. "Это прямой сигнал Соединенным Штатам не оказывать слишком большого давления на Россию на переговорах по ее вступлению в ВТО. В противном случае множество выгодных бизнес-контрактов и льгот перейдет к европейцам", — заявил Ярослав Лиссовик, аналитик из инвестиционной компании "Deutsche UFG". И ситуация с тендером "Аэрофлота" может стать первой ласточкой в нарастании напряжения отношений.
   Кроме того, вполне возможно, что на результат тендера может повлиять и тот факт, что в настоящее время компания "Airbus" проводит переговоры с Россией по созданию совместного предприятия с капиталом 25 миллиардов долларов. Цель предприятия — разработка нового пассажирского самолета, создание дополнительных элементов самолета А-350, а также конвертирование пассажирских самолетов A-320 в транспортные перевозчики. В состав совместного предприятия войдут французские заводы "Airbus", а также компании, расположенные в Дрездене. Это совместное предприятие должно дать России до 100 миллионов долларов в год дополнительно.
   Тем не менее, "Boeing" не собирается отказываться от борьбы за тендер "Аэрофлота". Представители американской компании заявляют, что предприятие может гарантировать график поставок 787 Dreamliner, который должен прийти на рынок в 2008 году. В то же время, пока точно неизвестно, когда появится серийный A-350.
   Кравченко, директор российского представительства "Boeing", заявил, что "Boeing" продолжит сотрудничество с Россией вне зависимости от результата тендера. Компания "Boeing" получает более 50% титана из России. Более тысячи российских инженеров в Москве занимаются разработкой запасных частей для самолетов "Boeing", включая самолет 787 Dreamliner.
   В любом случае, поскольку Россия, европейские и американские авиапроизводители тесно и по многим каналам связаны между собой, сказать, что результат тендера будет продиктован чисто политическими соображениями, нельзя. Так или иначе, экономика скажет свое веское слово. Окончательное решение по результатам тендера будет принято 17 июня, когда на встрече крупнейших держателей акций будет проведено окончательное голосование.